Изобретен подводный робот-прилипала

Прилипчивый робот найдет любую мину

Какая проблема сегодня является для ВМФ одной из самых острых? А вот какая: поиск подводных мин, которые могут быть установлены диверсантами на днище корабля. Но сегодня она, по мнению специалистов, успешно решена, так как американские ученые уже испытали подводного робота-прилипалу, который может обнаруживать эти мины в автоматическом режиме.

Обычно мины, прикрепленные к днищу судна, ищут водолазы и аквалангисты. Они обследуют днище судна перед выходом в море во время стояния в иностранном порту, ведь даже небольшой заряд взрывчатки, заложенный в порту или на рейде, способен сорвать выход судна и решить судьбу важной операции.

При этом могут использоваться видеокамеры и гидролокаторы, потому что собственные глаза — инструмент в этом деле не всегда совершенный. Есть и более экзотический способ — для поиска мин используют дрессированных дельфинов и морских львов.

Читайте также: Морским слонам поручили исследовать Антарктику

Производительность труда водолазов невысока. К тому же, их работа чрезвычайно опасна, а главное — требует их присутствия на борту судна. Животные могут исследовать большую площадь за короткий промежуток времени, но их сложно обучать, уход за ними стоит больших денег, да и воинской дисциплины от дельфина никак не добьешься, не говоря уже о том, что уж их-то на борту корабля держать намного сложнее, нежели профессиональных водолазов.

Между тем, проблему мин сегодня усугубляют международный терроризм и распространение дистанционно управляемых роботов. Есть риск получить на днище мину в любой точке планеты. В том числе, они могут быть поставлены и на коммерческие суда. В результате взрыв мины на днище, например, танкера с нефтью или сжиженным газом в узком проливе или во время его прохода через Суэцкий канал чреват катастрофическими последствиями.

Интересно, что попытки заменить людей машинами на этой работе уже делались. Так, например, существовал проект дистанционно управляемого гусеничного (!) робота, способного примагничиваться к днищу корабля и передвигаться по нему на резиновых гусеницах, обеспечивая последовательный осмотр всей его поверхности с помощью телекамеры. Вот только на практике оказалось, что гусеничная модель такого вот робота-поисковика не слишком надежна, потому что на дне корабля оказалось немало мест, куда он просто не может добраться, а это означало, что вражеская мина могла быть поставлена именно туда.

Однако сегодня эта проблема, по мнению специалистов, успешно решена, так как американские ученые из Массачусетского технологического института уже испытали робота, который может обнаруживать мины, прикрепленные к подводной части корабля в автоматическом режиме. Прежде всего речь идет о разработке новых алгоритмов сканирования, которые помогают роботу автономно обнаруживать даже десятисантиметровые мины, установленные на днище. Ну, а после этого эти алгоритмы совместили с бортовым компьютером автономного подводного аппарата HAUV, что позволило полностью обследовать сложную поверхность корабля, на которой находилось множество рельефных деталей, включая болты, заклепки и различные детали оборудования.

Поиск мин проводится следующим образом: двигаясь под водой, робот изучает корабль в два этапа. Сначала с расстояния в десять метров гидролокатор и видеокамера формируют трехмерное изображение подводной части судна и создают на экране монитора облако точек. На этом этапе разрешение сканирования поверхности не очень велико и позволяет идентифицировать лишь такие крупные детали, как, например, его гребной винт или, скажем, вспомогательные подруливающие устройства.

На втором этапе робот подплывает к кораблю поближе и сканирует все те точки трехмерной модели, промежуток между которыми составляет десять сантиметров. Этого разрешения достаточно, чтобы обнаружить небольшую мину, способную нанести сколько-нибудь заметный ущерб кораблю большого тоннажа.

Читайте также: Ученые создали сердечного биоробота

Точную скорость обследования 183-метрового военного корабля и 82-метрового катера ученые пока не называют, но подчеркивают, что она близка к аналогичным показателям работы у водолазов и будет в дальнейшем повышена.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы нефть
Обсудить