Чудо-муха. Ее личинки спасут человечество?

Каждый день на планете Земля исчезает бесследно один вид живых существ. А вот сколько их появляется само собой или создается искусственным путем, благо современной науке такое по плечу?

Я не знаю ответа на этот вопрос. В отличие от писателей-фантастов, которые давно нарисовали в нашем воображении жутких мутантов-сверхчеловеков, чудовищно гигантских муравьев и тому подобные бередящие кровь вещи. Однако правда жизни об искусственных существах, похоже, будет заключаться в ином. Например, в очень полезных мухах, новый вид которых создан в государственном научном центре Российской Федерации “Институт медико-биологических проблем” (ГНЦ РФ ИМБП), занимающемся медициной и биологией. Впрочем, сохранение этого уникального генофонда не обходится без проблем. Такие времена...

Но по порядку.

Новый вид мух был выведен несколько лет назад специально — и только в нашей стране, тогда еще СССР, — ввиду перспективы марсианского полета. Разработка по привычке застойного времени держалась в секрете: на всякий случай. Теперь покров тайны снят.

В ГНЦ ИМБП занялись коммерцией в хорошем смысле этого слова. И личинки драгоценного вида уже демонстрируются на выставках, российских и зарубежных. И, надо сказать, не без успеха: сенсация есть сенсация.

Дело в том, что личинки этих мух полностью перерабатывают фекалии человека и животных в биологически чистый перегной. А он лучше любого чернозема пригоден для того, чтобы выращивать на нем

  • шампиньоны,
  • помидоры,
  • огурцы,
  • картофель,
  • патиссоны
  • и другие овощи и фрукты.

Каким же мыслится и создается замкнутый биологический цикл марсианского корабля и других космических аппаратов, участвующих в сверхдальних и сверхдлительных космических перелетах?

Схема экологически чистой утилизации отходов с помощью личинок в биологическом цикле проста. Личинки перерабатывают фекалии в чистый, без запаха, перегной, который является удобрением для растений. Личинками, набравшими вес, с удовольствием питаются японские перепела, отобранные в “космонавты” для жизни в “глубоком космосе”. А небольшая космическая птицеферма, в свою очередь, поставляет диетические яйца и мясо членам экипажа. Их отходы, как и птичьи, опять забрасываются в ассенизатор. И все повторяется вновь. По мере естественного убывания личинок космонавты пополняют их количество из взятых с Земли законсервированных запасов, хранящихся в специальном холодильнике.

Теперь о конверсии этой марсианской разработки. Разработанная учеными методика рассчитана на переработку 300 килограммов “условного навоза”. На взгляд специалистов, она незаменима для мелких фермерских хозяйств, нарождающихся в нашей стране и являющихся основой сельскохозяйственного производства во многих странах дальнего зарубежья. В принципе же выведенный в ГНЦ РФ ИМБП новый вид личинок может перерабатывать навоз и на фермах больших хозяйств.

Осталось лишь придумать новому виду мух подходящее название — скажем, “космическая” или “марсианская” — и вплотную заняться внедрением метода утилизации на Земле...

— Несмотря на то, что полезность личинок даже обычных мух была подмечена и применялась на практике еще в начале прошлого века, можно предвидеть большие трудности при внедрении новой, экологически чистой технологии в сельском хозяйстве, — считает научный сотрудник ИМБП Т. Ерофеева.

— Люди, к примеру, психологически не готовы считать мух домашними животными. Какая, мол, от них польза, кроме вреда? А ведь еще в прошлом веке врач Н. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, — и это известный факт, — на поле боя помещал личинок в рану. Это снимало нагноение. Солдат быстрее возвращался в строй. Так делали и во времена кампании 1812 года, и при осаде Севастополя во время русско-турецкой войны. А в первую мировую войну в Германии, страдавшей от нехватки продовольствия, жир личинок мух использовали для получения маргарина. Однако со временем это забылось.

Сейчас в подмосковном Красногорске в одном из хозяйств в порядке эксперимента наша технология работает. Кстати, до ученых дошли слухи, что в сельских районах промышляют “пираты” — под видом одомашненных мух продают стаи диких дрозофил, которые быстро разлетаются на свободу. Не будьте доверчивыми — генофонд есть только у нас, базовый рой жужжит в подземном боксе института.

— Тамара Владимировна, некоторые ученые высказывают мнение, что выведение нового биологического вида всегда чем-то чревато, могут ли быть непредсказуемые последствия для биосферы?

— Нет, я не считаю, что этот вид несет непредсказуемые последствия для человечества. Животное выведено в тепличных условиях и в корне изменило свое поведение в отличие от диких сородичей. Если наша муха вылетает из вольера, то она просто сидит, и все. Ничего не ищет, не зудит, она привыкла, что у нее все есть, она не умеет ни о чем заботиться. Ее функция — только откладывать яйца, из которых затем выводятся личинки. Поэтому она плодовитее более диких. Морфологических отличий от обычной навозной мухи новый вид не имеет, то есть по внешнему виду они не отличаются. Последствия, я полагаю, будут только самые предсказуемые: экологически чистые фермы в сельском хозяйстве.

Особую актуальность “мухина” биотехнология приобретает каждую весну, когда начинают подтаивать скопившиеся за зиму у скотных и птичьих дворов горы навоза. Пока все это стекает в реки, оттуда попадает в водопровод, резко возрастает микробиологическая опасность для горожан. Но муха нам поможет.

Андрей ФИЛИППОВ.

Автор Андрей Филиппов
Андрей Филиппов — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить