Почем фунт правозащитного лиха

Российские правозащитники - очень бедные люди. По крайней мере, они так рассказывают, делясь историями о том, как вынуждены питаться принёсённой из дома последней банкой варенья или же подношениями посетителей. А ещё они безвоздмездно защищают права сирых и убогих. Например, экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. Или чеченских террористов. Или бедных наркоторговцев из Средней Азии. Хочется верить, что радетели за справедливость действуют исключительно из идеологических соображений. Хотя это не означает того, что делают они свою работу совершенно бесплатно.

В перерывах между жалобами на бедность, лидеры правозащитных организаций всё же признавались, что существуют исключительно на западные гранты, которых, впрочем, всё равно не хватает. Но при этом об источниках финансирования и, тем более, размерах получаемых сумм, предпочитали помалкивать. То ли стыдились получаемых сумм, то ли ещё по каким причинам. Но шила в мешке всё равно не утаишь.

Зарубежные доноры хоть зачастую и с запозданием (которое в некоторых случаях составляет не один год), но всё же публикуют годовые отчёты о выданных грантах. Впрочем, даже поступающей в открытый доступ информации достаточно, чтобы сформировать мнение об истинных размерах бюджета российских правозащитных организаций.

Также по теме: Совет с двойным дном

Одним из самых популярных у российских правозащитников фондов является National Endowment for Democracy (NED). Как признавался один из его руководителей Алан Вайнштейн (Alan Weinstein), фонд был создан Госдепом, чтобы "делать открыто то, что ЦРУ раньше делало тайно". Формально NED является частной некоммерческой организацией, ставящей перед собой благородную миссию оказывать помощь в "становлении и развитии демократии и свободы во всем мире". Но по факту вместе с Агентством по международному развитию США (USАID) является монополистам в распределении средств Госдепа США.

На сайте фонда можно (пусть и не с первой попытки) найти перечень российских организаций, получивших в 2009 году  гранты непосредственно от NED, так и дополнительное финансирование от Госдепартамента США.

В начале списка значится движение "За права человека" Льва Пономарёва, разбогатевшее за счёт NED на 75 тысяч долларов. В пояснительной записке указывается, что организация тратит деньги на деятельность по улучшению условий содержания заключённых в российских тюрьмах, следит за нарушениями прав заключённых, а также отслеживает и сообщает о случаях пыток и убийств со стороны российских правоохранительных органов, особенно на Северном Кавказе.

Фото: AP

Также читайте: Американцы ищут деньги, выданные "на демократию"

По поводу некоторых аспектов деятельности движения "За права человека" и им подобных в 2004 году высказался первый заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста России Валерий Краев, заявив, что организованные преступные группировки финансируют правозащитные организации, одной из которых руководит Лев Пономарев. Свои обвинения, правда, Краев не конкретизировал, а впоследствии и вовсе заявил, что ни в чём таком подобном ОДД "За права человека" не обвинял. Тем не менее, как говорится, осадочек остался. Тем более, что тогда же заместитель министра юстиции Юрий Калинин озвучил то, что не удалось сформулировать его помощнику.

По его словам, "правозащитники считают себя высшим органом контроля", вспоминая о судьбе человека только тогда, когда он оказался в тюрьме. "Вот за забором к нему моментально привлекается внимание. Хотя здесь очевидно: прошли те времена, когда нужно было взламывать заборы, проникать внутрь системы, чтобы узнать, что там творится. Она открыта", - пояснил Калинин. Кроме того, замминистра привёл конкретные факты некоторого, скажем так, преувеличения ситуации со стороны правозащитников. Например, повесился в камере заключенный, а по правозащитным каналам идёт информация о том, что человека убили и выкинули из окна. Или, например, о том, как краснодарская краевая организация "Матери в защиту прав заключенных" пыталась устроить массовые беспорядки в одной из колоний в Адыгее. "Они туда и приехали вместе с представителями криминалитета-этим случаем и прокуратура занималась, и правоохранительные органы. В Челябинске происходило подобное. Вот это опасное смыкание, реализация каких-то криминальных идей через так называемых правозащитников - это очень опасно", - подчёркивал Ю. Калинин.

Также по теме: Уральского правозащитника приговорили к пяти годам колонии за разбой

"Правда.Ру" уже писала о делах, которые становятся предметом пристального внимания со стороны правозащитных организаций в целом и движения "За права человека" в частности. Например, защита предпринимателей, обвиняющихся в торговле пищевым маком, содержащим примеси в виде маковой соломки, которая используется в качестве сырья для изготовления наркотика. Или же отстаивание интересов экс-главы администрации поселка Листвянка Татьяны Казаковой, обвиняемой в "превышении должностных полномочий" и "незаконном участии в предпринимательской деятельности". Статьи в оппозиционных (!) иркутских СМИ с такими, например,  заголовками - "Как "реформатор МВД" Пономарев отбивает криминал, сросшийся с властью" - более чем красноречиво говорят о характере этого дела.

Фото: AP

Движения "За права человека", конечно, не единственное в списке грантополучателей. 65 тыс. долларов выбил себе центр "Панорама" на "поддержку двух команд двух молодых лидеров из различных про-демократических организаций в проведении шестимесячной журналистской работы с неполным рабочим днем". 75 тыс. долларов получила гражданская организация в защиту гражданских прав и инициатив "Голос", о качестве деятельности которой в ходе избирательной кампании также неоднократно писала "Правда.Ру". Достаточно сказать, что отчёты о якобы имеющихся нарушениях на выборах составляются на основе сообщений, поступающих на "горячую линии" организации. При этом "Голос" полностью снимает с себя ответственность за опубликованную информацию, поскольку данные сообщения "публикуются без предварительной проверки".

Так что позиция партий, отказывающихся "поддерживать непонятную организацию с непонятным финансированием" вполне объяснимо.

Подробнее: "Голос" пускает пыль в глаза

Вообще же, список NED довольно внушительный - более шести десятков организаций, в том числе СМИ ("Агентство социальной информации", "Prague Watchdog", сайт "Кавказский узел") и центры социологических исследований (Левада-Центр). Размер финансирования различен - от 25 до 300 тыс. долларов. Но это только верхушка айсберга.

Как правило, эти и другие организации имеют в своём активе несколько зарубежных доноров. У Московской Хельсинкской группы, согласно опубликованным на сайте организации данным, таких доноров четыре, включая вышеупомянутый NED и USAID. У "Мемориала" их порядка полутора десятков. У некоторых организаций, которые совершенно точно получают финансирование из-за рубежа, таких данных на их официальных сайтах обнаружить не удалось. Например, у того же самого движения "За права человека", которое в 2007 году только от Фонда Макартуров получило 250 тыс. долларов.

Также по теме: Госдеп подкинул на демократию

Проблема, конечно, не в том, что эти организации получают деньги из-за рубежа. Проблема в том, что деятельность данных структур выглядит если не ангажированной, то, по крайней мере, крайне односторонней. Если посмотреть внимательней, то в руководстве нескольких вроде бы независимых друг от друга организаций сидят одни и те же люди (в некоторых случаях речь идёт об ассоциациях, объединяющих нескольких грантополучателей по другим направлениям). Соответственно и защищаются преимущественно права тех, кто занимает оппозиционную по отношению к действующей власти позицию. Последнее обстоятельство (если не считать коммерческой составляющей) объясняется составом доноров, многие из которых практически не скрывают свою принадлежность к идеологическим отделам государственных органов власти (в том числе спецслужбам) некоторых западных государств. Стоит ли удивлять после этого, что российские "правозащитники" ведут политику, которую проповедует руководство фондов и их кураторов.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить