Федерализм российский. Версия - татарская

В Елабуге прохошел международный семинар «Федерализм, региональная политика и местное самоуправление», организованный аппаратом президента РТ, МИД РФ, Советом Европы, Московской школой политисследований и другими авторитетными организациями. Участниками семинара стали посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн, спикер татарстанского парламента Ф. Мухаметшин, а также гости из Германии, Венгрии, Швеции и т. д. Активное участие принимали представители законодательных органов власти субъектов Федерации и Госсовета РТ.

В течение трех дней на загородной базе «Космос» обсуждались такие глобальные темы, как «Существует ли новый мировой порядок?», «Источники экономического роста российских регионов», «Роль местного самоуправления в современном демократическом обществе» и т. д. Мы решили привести выдержки из доклада председателя Госсовета РТ.

Ф. Мухаметшина, который был высоко оценен почти всеми участниками семинара. Нам кажется, в нем есть ответы на многие вопросы.

– В 1992 году мы приняли свою конституцию. Она, бесспорно, была радикальной. Объявив суверенитет, зафиксировали в конституции ряд своих полномочий, которые не совпали с принятой в 1993 году Федеральной Конституцией. Нужно было искать выход. После долгих дискуссий с Москвой был подписан двусторонний договор. Это был беспрецедентный документ, не имеющий на тот период аналогов в России, который снял напряженность в отношениях. Договор действует и сегодня. Мы таким радикальным подходом пытались увести федеральный центр от построения тоталитарной системы, а такие попытки в тот период были.

Татарстан последовательно идет по пути построения демократического государства и развития гражданского общества. Приведу только один факт: у нас более 700 всевозможных СМИ, и абсолютное большинство из них – негосударственные. Созданы все условия для их развития. За 9 лет нам удалось реализовать часть своих полномочий, записанных в договоре. В 17 странах мира открыли торговые представительства, чтобы показать миру свои возможности, как можно больше протолкнуть собственных товаров на внешние рынки. Ищем новые технологии, инвесторов для привлечения в совместную разработку проектов в Татарстане. Здесь, в Елабуге, мы создали свободную экономическую зону. Сегодня в СЭЗ работает 14 совместных компаний. Но с принятием нового бюджетного кодекса наши законы вновь вступили в противоречие с федеральными, и теперь стоит задача сохранить СЭЗ. Думаю, нам удастся доказать, что мы вновь опережаем федеральный центр. Я считаю, что в бюджетный кодекс должны быть внесены изменения, и вот почему.

Сегодня много говорят о разграничении полномочий между центром и регионами. Я сам с первых дней участвую в работе комиссии Козака. 18 февраля я намерен выступить с докладом на эту тему в Кремле на заседании Союза законодателей России, в котором примет участие Президент РФ В. Путин. Постараюсь все ценное, что услышу на этом семинаре, обобщив, произнести и там. Нужно четко определить полномочия каждого уровня власти. Один из главных вопросов: какие полномочия передаются муниципалитетам? Не менее важный вопрос: изменение бюджетного кодекса и налогового законодательства, чтобы профинансировать эти полномочия. Если это не будет сделано, опять ничего не получится. Уже 10 лет назад у нас был закон, была комиссия, возглавляемая Ельциным, а местного самоуправления де факто в России не было. Потому что не были определены конкретные полномочия местного самоуправления и не подведена налоговая база для их реализации. Одно из самых главных требований европейской хартии – экономическая самостоятельность местных самоуправлений. Он не был выполнен.

В России сегодня начаты реформы революционного характера: РАО ЕЭС, МПС, ЖКХ. Они коснутся каждого человека. Проведение этих реформ одновременно будет очень затруднено. Они все упрутся в изменение все того же бюджетного кодекса, ибо затронут бюджеты всех уровней власти. И здесь Москве нужно будет определить приоритеты или этапность реформ. Иначе есть опасность, что реформы отторгнет население, ради которого они и проводятся. А такие симптомы в регионах уже есть. Мы считаем, что задача федерального центра – определение стратегии и принятие рамочных законов для всей России, чтобы субъекты сами с учетом местных условий и возможностей смогли реализовать реформы. Чтобы подстричь всех под одну гребенку, много ума не надо, и это может вызвать противодействие отдельных регионов.

Во время одного из перерывов мы попросили бывшего министра финансов Великобритании Кеннета Кларка дать оценку развития федерализма в Англии и России. «Я, вообще-то, не специалист в области федерализма, а финансист, – сказал он, – но могу отметить, что эти два вопроса очень тесно взаимосвязаны между собой. У каждой страны есть своя специфика, своя культура и история, поэтому отношения Лондона и Шотландии очень сильно отличаются от ситуации, складывающейся между Татарстаном и Москвой. Но в любом случае нужно находить компромисс».

Равиль САБИРОВ, "Вечерние Челны"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить