Картинки с выставки

Выставка в Ле-Бурже, последняя в этом столетии, тысячелетии и так далее, началась с падения СУ-30МК. И, если верить российским СМИ, этим же и закончилась.

Иностранная “авиакосмическая” печать дала вслед падающему во всех ракурсах Су-30МК пространную информацию об уникальных катапультных креслах фирмы “Звезда” — причем совершенно бесплатно. Наши — отметили …падение рыночного рейтинга отечественного авиапрома. Каждому — свое?

Масса материалов оказалась посвящена израильско-румынской модификации МиГ-21, по сути пиратской. Мировая пресса отметила резкую оценку пиратского использования отечественных ноу-хау, которую дал руководитель “Росвооружения” Григорий Рапота. Наши отмолчались, правда вскользь заметили, что пиратская техника, в частности, МиГ-21 не лицензированных модификаций, часто терпит аварии. Как часто? Гораздо чаще, чем самолеты “Сухого” во всяком случае...

Продажа ВПК “МАПО” в Перу шести Ил-103, изготовленных на Луховицком машиностроительном заводе, первая, между прочим, осуществленная за последние годы на этом салоне российским производителем, могла бы стать поводом для оптимизма в отношении потенциала российского авиапрома. Но не стала. “Коммерсантъ” в полголоса процедил о “скромной лепте” в общей десятимиллионной сумме продаж и все...

Хотя это вообще-то уникальный случай — провинциальный завод самостоятельно заключает сделку на виду крупнейших мировых посредников. И продает при этом не супертехнику, а серийную машину, каких только на этой выставке было представлено с десяток. И вот, на небольшом пресс-парти по случаю контракта на вопрос журналиста о том, сыграла ли в выборе перуанских ВВС сертификация Соединенных Штатов, полученная этой машиной, представитель покупателя (с простой фамилией Ротшильд) заявляет: нет, не сыграла, потому что для Перу российская марка является самым высоким показателем качества. Так прямо и сказал. При всех. Мог и не говорить, контракт был уже подписан. И никто его слов не воспроизвел, кроме ИТАР-ТАСС. То есть информацию получили все, но проигнорировали. Дружно. По-нашему.

Другая история. Пресс-конференция ВПК “МАПО”. Присутствуют 2 русских (гендиректор генконструктор Н. Никитин и заместитель главкома ВВС П. Клишин) и 4 француза (три представителя крупнейших фирм и представитель министерства обороны Франции). Зал полный. Вопросов сколько угодно, любых. На утро — подробнейший отчет о выступлениях Никитина и Клишина о самолете МиГ-АТ. И ни слова о французах, ни слова о том, что самолет совместного производства. Причем подлинную информацию подробно передали не только наши агентства, но и “Франс пресс”.

Два дня спустя нашими и французами подписывается документ о более глубоком сотрудничестве в проекте МиГ-АТ, в том числе изготовлении дополнительных самолетов, уже по заданию французских ВВС, чтобы провести дополнительные испытания и к осени, когда сертификация машины будет завершена полностью, начать закупки. Принимается по этому поводу специальное заявление для прессы, оно распространяется не только нашими, но и французскими агентствами. И снова — ничего. И снова во всех специальных изданиях фото одного и того же израильского летчика за штурвалом румынского МиГ-21...

Работой над новой машиной фирмы “Камова”, наследницей “черной акулы”, занимается вместе с нашими израильская фирма IAI. По-нашему читается как “ай-яй-яй”. Картинка с выставки...

Ракету завода Хруничева, бериевский гидроплан, новый транспортный самолет фирмы Антонова оценили все. Специалисты. Пресса отметила. Скромно, почти сквозь зубы. Продано не было ничего, кроме Ил-103 Луховицкого завода. Даже представленный “Росвооруженнем” МиГ-29 УБТ, что снимает вопросы к руководителю ВПК “МАПО”. Николай Никитин резонно посчитал, что везти модификации широко известного в мире МиГ-29 во Францию дорого, а продать там их удастся навряд ли. А то что машины эти есть в природе и модификация стоящих на вооружении российских ВВС МиГ-29 идет вовсю — известный среди специалистов факт. Да и генерал Клишин от имени ВВС публично подтвердил.

Как заметил, уезжая из Парижа, все тот же Николай Никитин, “никто нам здесь особенно не радуется, и никто нас здесь не ждет”. На рынке авиационной техники в конце ХХ столетия стало очень тесно, и уступать свои ниши никто не собирается. Кроме России, которая со второго места сползла на четвертое и постепенно приближается к пятому после Израиля. Строить авиапром как всецело экспортную отрасль — это утопия, своего рода “идея чучхе наоборот”. Но и проводя свою политику на внешнем рынке, надо верно оценивать свои возможности, не вбухивать огромные деньги в показуху, а продвигать то, что может иметь реальный успех.

Хотя, конечно, хочется удивить мир невиданными фигурами пилотажа, необычайными размерами и скоростями. И мир будет честно изумляться, а потом покупать что попроще и понадежней, вроде “летающего “Сааба” под названием “Грипен”.

А мы нередко путаем международную ярмарку с выставкой достижений народного хозяйства. Хотя единственное, чем мы можем удивить сегодня — это сведением прихода с расходом хотя бы по нулям. Чтобы привозить с выставки не только картинки...

Анатолий БАРАНОВ.
Ле-Бурже — Москва

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить