Больной Ельцин для местной власти лучше здорового Лужкова

Российский выборный марафон набирает обороты. Это ярко продемонстрировало апрельское заседание правления Союза городов Северо-Запада России. Главным вопросом в повестке дня было участие органов местного самоуправления по подготовке и проведению предстоящих выборов в Государственную Думу.

— Чрезвычайно сложная внутриполитическая обстановка в стране, отсутствие согласия в верхних ветвях власти, беспрецедентное давление на президента со стороны левых сил заставляет мэров координировать свои действия в выборной кампании, — отметил, открывая встречу, президент Союза городов Северо-Запада России, мэр Великого Новгорода Александр Корсунов.

Беда, что единства и среди мэров не существует. Одни работают с КПРФ, другие — с “Яблоком”, третьи — с Лужковым, четвертые — с Лебедем... Все имеют конкретные обязательства. В реальной заботе о защите интересов своих территорий нынешней местной власти чрезвычайно трудно, почти невозможно соблюсти нейтралитет. Ведь от того, кто войдет завтра в Думу, зависит качество жизни регионов. Мэры четко отдают себе отчет в том, что слабый и больной Ельцин для местного самоуправления куда безопаснее здорового и сильного Лужкова.

— Идея властной вертикали прозвучала на совещании у Примакова, — высказал общую тревогу мэр г. Иванова Валерий Троеглазов. — Отношение к этому у меня двойственное. Как человек своего времени, я сторонник жесткой и решительной власти. Как всенародно избранный мэр, я понимаю, что альтернативы демократии нет. Но популистские законы, принимаемые российскими законодателями, раскачивают местное самоуправление, подрывают его основы. Нынешняя Дума давно превратилась в театр актеров, играющих для самих себя. Оппозиция к исполнительной власти стала расхожим товаром. Об интересах территорий наши избранники давно позабыли. События в Ленинске-Кузнецком и Нижнем Новгороде крепко пошатнули позиции народом избранных мэров. С федеральными органами работать все сложнее. Чем больше зарабатываем, тем больше теряем. Губернаторы имеют в Думе Верхнюю Палату, да еще через “Отечество” на Нижнюю могут влиять. А кто защитит интересы населения городов, где люди и так не верят власти?..

По мнению череповецкого мэра Михаила Ставровского, городским властям надо срочно определить, на кого делать ставку. Строить демократическое общество в условиях, когда бюджет огромной страны равен бюджету одного-единственного города Нью-Йорка, почти невозможно. В основе всего — экономическая ситуация. Отняв у муниципальных образований мотивации заниматься экономикой, государственная власть лишила себя элементарной защиты. Возникла опасная для страны ситуация, когда муниципальная власть не заинтересована в регулируемых налогах.

На взгляд заместителя главы администрации города Вологды Сергея Смирнова, самый реальный путь влияния на центральную власть — поддержка тех депутатов, в чьих программах озвучены положения по местному самоуправлению. Положения эти надо срочно разработать Конгрессу муниципальных образований. Необходимо позаботиться о включении в программы политических блоков конкретных вопросов, касающихся местного самоуправления.

Поскольку глава города не имеет права открыто заниматься политикой, на первый план выходит роль Союза Российских городов. Председатель Союза Виктор Доркин считает, что на предстоящих выборах решается судьба не только местного самоуправления, но и всей России. Десять лет назад в стране была муниципальная пустыня, а сегодня 14 тысяч муниципальных образований живет по собственным законам. Есть реальная опасность, что сильный центр задавит местное самоуправление. В стране никто не выражает национальных интересов, и даже самые продвинутые депутаты-одиночки в конце концов прибиваются к уже существующим блокам и движениям.

В 1993 году, создавая свое движение, Российский Союз муниципальных образований отстаивал интересы территорий. Но из-за отсутствия яркой центральной фигуры голос его звучит слабо. Можно его усилить, создавая местные отделения, но к предстоящим выборам уже не успеть.

Заместитель главы Костромской городской администрации Геннадий Бабенко высказал общую для всех мысль: за последние десять лет возникла прорва реальных образований, а идею местного самоуправления защитить некому. Законы читают кто во что горазд, суды отнюдь не независимы. Верховный суд с легкостью необыкновенной отменяет решения в пользу местного самоуправления. Думские политики, рвущиеся в исполнительную власть, руководствуются личными интересами. А местная власть не имеет права заниматься политикой по определению. Чтобы отстоять интересы населения, нельзя отказываться ни от одного самого маленького шанса.

— Сегодня нет важнее задачи, чем выборы в Думу, — продолжил Владимирский мэр Игорь Шамов. — От их результатов напрямую зависят будущие президентские выборы.

Владимирцы создали общее городское собрание, в которое вошли все общественные движения вплоть до многодетных семей и матерей-одиночек. В стороне осталась только КПРФ.

144 общественно-политические организации — большая сила, хорошая опора местному самоуправлению, убежден заместитель генерального директора Российского Союза местных властей Виталий Пашенцев. Концентрация только на комитете по самоуправлению мало что дает. Важнее, чтобы в каждом комитете активно работал профессионал, не только знающий проблемы территорий, но и отстаивающий их интересы. Владимир, работающий на общий федеральный список, идет самым правильным путем.

Ясно одно — в центре нарастают тенденции к свертыванию местного самоуправления. Проморгав выборы в Думу, местная власть, ближе всех стоящая к людям, может вовсе себя потерять.

Валентина ОХОТНИКОВА
Иваново

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить