Произведения искусства наших дней,
вывозимые за границу для участия в различных
художественных выставках, очень часто
становятся объектами хищения для нечистоплотных
западных дельцов и проходимцев от искусства.
Но история, предлагаемая сегодня вашему
вниманию, не укладывается в рамки обычного
воровства. Шесть лет не возвращается на родину
авторская выставка известного художника,
стоимость которой измеряется цифрой со многими
нолями...
В одной из маленьких трагедий
Пушкина Моцарт рассказывает о том, как к нему
пришел Черный человек, заказал Реквием и больше
не появился. История, разыгравшаяся в Москве
—Франкфурте-на-Майне — Майнце, тоже связана с
Реквиемом. Но в ней Черный человек не исчез, он
взял не принадлежавший ему Реквием и унес его
навсегда. Он просто украл чужое произведение, и
случилось это не много не мало 6 лет назад. Правда,
как зовут Черного человека и имена его
пособников известны. Известно, где именно
спрятан Реквием. Но — как уверяют высокие
чиновники — нет механизма, чтобы заставить вора
вернуть украденное. Даже при том, что речь идет об
известной, публиковавшейся не раз картине,
притом очень большого размера — 2,6 х 4 метра.
Начало этой истории — давняя выставка в Манеже, в
декабре 1962 года. Никита Хрущев “именем партии и
народа”, запретил всякие отклонения в искусстве
от правил социалистического реализма. Все
представленные в Манеже работы художников
“Новой реальности” были арестованы, половина из
них физически уничтожена.
Тем неожиданнее было написанное в том же декабре
62-го полотно руководителя и основателя “Новой
реальности” профессора Элия Белютина
“Реквием”, или “Похороны Ленина”. Автор
создает несколько вариантов картины,
воплощающей прощание с идеей гуманизма, с
надеждой, которая и сегодня продолжает согревать
многих.
Что на картине? Ленин умер. Вокруг носилок с
гробом кипит разнохарактерная по возрасту и
переживаемым чувствам толпа. Злорадство и
отчаяние. Раздумье и страх. И над всеми, словно
застывший в кристально прозрачной глыбе льда,
обратившийся в символ и идею Ленин.
Эмоциональный символизм, который представляет в
развитии русского искусства автор картины,
выражен полно и впечатляюще. Из трех вариантов
полотна один еще в 1988 году поступил в собрание
Третьяковской галереи, второй находится в музее
Зимерли (Нью-Йорк). Самый первый — художник
сохранил для себя. Именно он и оказался
украденным.
Черный человек появился в Милане на грандиозной
выставке профессора Э. М. Белютина, включавшей
около пятисот его работ и начинавшей тур по 14
городам Италии (Венеция, Верона, Модена, Феррара,
Падуя и т.д.). У Черного человека были
рекомендации сотрудника Отдела выставок
Академии художеств (тогда уже Российской), атташе
по культуре российского представительства в
Бонне, и имя - имя члена родовитой немецкой семьи,
с незапамятных времен связанной с русским
царским двором, а на сегодняшний день -
родственника известного немецкого
государственного деятеля.
Граф Нильс Ламбсдорф предложил от лица немецкой
фирмы тур персональных выставок профессора
Белютина по Германии сроком на три года. Шел
декабрь 1992-го. В мае 1993-го был подписан
соответствующий договор на показ 80 картин и 120
графических листов. В сентябре того же года
выставка в полном составе прошла через
Московскую выставочную таможню, правда, с
обязательством ее возврата через 12 месяцев.
Общая стоимость произведений определялась в
миллион с лишком немецких марок. Среди
отправленных произведений находился и
“Реквием”.
Казалось бы, оговоренный договором тур
благополучно начался: 1 декабря 1993 года во
Франкфурте открылась первая выставка профессора
Белютина. Но — дальше последовала тишина. Черный
человек исчез. Перестал отзываться на факсы,
телефонные звонки и только в августе следующего
года сообщил в письме, что от своих договорных
обязательств отказался, вернее, передал их
вместе со всеми работами художника некой
оффшорной фирме по поставке в Россию
медицинского оборудования, организованной
супружеской парой русских эмигрантов — Марком и
Хайкой Зойбельман. Именно они забрали к себе всю
живопись, графику да, кстати, и книги о художнике,
каталоги и прочую печатную продукцию.
Именно их с самого начала переговоров лично знал
культурный атташе российского посольства в
Бонне С.Г. Маслаков.
Связь оказалась далеко не случайной. Марк
Зойбельман, по профессии зубной врач, оказывал
услуги сотрудникам советского, а затем и
российского посольства. Господин дипломат
любезно предложил свои услуги в качестве
посредника, тем более что снова уезжал в
Германию. Через несколько месяцев последовал
ответ. Фирма Зойбельманов соглашалась вернуть
выставку на единственном условии: художник
должен был отдать им безвозмездно половину своей
живописи. Иными словами, сорок картин! Господин
посредник-дипломат посчитал подобное требование
вполне разумным. То, что истинная функция
российского дипломата — защищать права
российских граждан, как-то не приходило ему в
голову.
Но в одном господин Маслаков оказался прав: его
поддержали все представители российских
учреждений. На защиту своего чиновника грудью
встало Министерство иностранных дел. Никак не
отозвалась Московская так называемая
выставочная таможня — хотя именно она ставила
условие и срок возврата выставки. Демонстративно
уклонился от участия в “совершенно очевидном”,
по его собственному выражению, деле
представитель Управления по охране
художественных ценностей ФСБ подполковник
А.А.Губин. Точнее - переменил свою точку зрения
после личного разговора с давно знакомым Г.
Маслаковым.
“Черный человек” оказался образом
собирательным и интернациональным.
Действительно, при чем здесь границы и правовые
обязательства, когда цена одной картины Э.М.
Белютина, по официальной страховочной оценке, не
опускается ниже 15 тысяч долларов.
Вот только для художника дело не в цене. В скором
времени его ждет большая персональная
ретроспективная выставка. На родине. И, как видно,
без “Реквиема”. Просто в нашем государстве ни
гражданских, ни человеческих прав никто из
чиновников не защищает, и, как видно, не обязан
защищать.
Нина РУСОВА.