И Реквием, и Черный человек

Произведения искусства наших дней, вывозимые за границу для участия в различных художественных выставках, очень часто становятся объектами хищения для нечистоплотных западных дельцов и проходимцев от искусства.
Но история, предлагаемая сегодня вашему вниманию, не укладывается в рамки обычного воровства. Шесть лет не возвращается на родину авторская выставка известного художника, стоимость которой измеряется цифрой со многими нолями...

В одной из маленьких трагедий Пушкина Моцарт рассказывает о том, как к нему пришел Черный человек, заказал Реквием и больше не появился. История, разыгравшаяся в Москве —Франкфурте-на-Майне — Майнце, тоже связана с Реквиемом. Но в ней Черный человек не исчез, он взял не принадлежавший ему Реквием и унес его навсегда. Он просто украл чужое произведение, и случилось это не много не мало 6 лет назад. Правда, как зовут Черного человека и имена его пособников известны. Известно, где именно спрятан Реквием. Но — как уверяют высокие чиновники — нет механизма, чтобы заставить вора вернуть украденное. Даже при том, что речь идет об известной, публиковавшейся не раз картине, притом очень большого размера — 2,6 х 4 метра.
Начало этой истории — давняя выставка в Манеже, в декабре 1962 года. Никита Хрущев “именем партии и народа”, запретил всякие отклонения в искусстве от правил социалистического реализма. Все представленные в Манеже работы художников “Новой реальности” были арестованы, половина из них физически уничтожена.
Тем неожиданнее было написанное в том же декабре 62-го полотно руководителя и основателя “Новой реальности” профессора Элия Белютина “Реквием”, или “Похороны Ленина”. Автор создает несколько вариантов картины, воплощающей прощание с идеей гуманизма, с надеждой, которая и сегодня продолжает согревать многих.
Что на картине? Ленин умер. Вокруг носилок с гробом кипит разнохарактерная по возрасту и переживаемым чувствам толпа. Злорадство и отчаяние. Раздумье и страх. И над всеми, словно застывший в кристально прозрачной глыбе льда, обратившийся в символ и идею Ленин. Эмоциональный символизм, который представляет в развитии русского искусства автор картины, выражен полно и впечатляюще. Из трех вариантов полотна один еще в 1988 году поступил в собрание Третьяковской галереи, второй находится в музее Зимерли (Нью-Йорк). Самый первый — художник сохранил для себя. Именно он и оказался украденным.
Черный человек появился в Милане на грандиозной выставке профессора Э. М. Белютина, включавшей около пятисот его работ и начинавшей тур по 14 городам Италии (Венеция, Верона, Модена, Феррара, Падуя и т.д.). У Черного человека были рекомендации сотрудника Отдела выставок Академии художеств (тогда уже Российской), атташе по культуре российского представительства в Бонне, и имя - имя члена родовитой немецкой семьи, с незапамятных времен связанной с русским царским двором, а на сегодняшний день - родственника известного немецкого государственного деятеля.
Граф Нильс Ламбсдорф предложил от лица немецкой фирмы тур персональных выставок профессора Белютина по Германии сроком на три года. Шел декабрь 1992-го. В мае 1993-го был подписан соответствующий договор на показ 80 картин и 120 графических листов. В сентябре того же года выставка в полном составе прошла через Московскую выставочную таможню, правда, с обязательством ее возврата через 12 месяцев. Общая стоимость произведений определялась в миллион с лишком немецких марок. Среди отправленных произведений находился и “Реквием”.
Казалось бы, оговоренный договором тур благополучно начался: 1 декабря 1993 года во Франкфурте открылась первая выставка профессора Белютина. Но — дальше последовала тишина. Черный человек исчез. Перестал отзываться на факсы, телефонные звонки и только в августе следующего года сообщил в письме, что от своих договорных обязательств отказался, вернее, передал их вместе со всеми работами художника некой оффшорной фирме по поставке в Россию медицинского оборудования, организованной супружеской парой русских эмигрантов — Марком и Хайкой Зойбельман. Именно они забрали к себе всю живопись, графику да, кстати, и книги о художнике, каталоги и прочую печатную продукцию.
Именно их с самого начала переговоров лично знал культурный атташе российского посольства в Бонне С.Г. Маслаков.
Связь оказалась далеко не случайной. Марк Зойбельман, по профессии зубной врач, оказывал услуги сотрудникам советского, а затем и российского посольства. Господин дипломат любезно предложил свои услуги в качестве посредника, тем более что снова уезжал в Германию. Через несколько месяцев последовал ответ. Фирма Зойбельманов соглашалась вернуть выставку на единственном условии: художник должен был отдать им безвозмездно половину своей живописи. Иными словами, сорок картин! Господин посредник-дипломат посчитал подобное требование вполне разумным. То, что истинная функция российского дипломата — защищать права российских граждан, как-то не приходило ему в голову.
Но в одном господин Маслаков оказался прав: его поддержали все представители российских учреждений. На защиту своего чиновника грудью встало Министерство иностранных дел. Никак не отозвалась Московская так называемая выставочная таможня — хотя именно она ставила условие и срок возврата выставки. Демонстративно уклонился от участия в “совершенно очевидном”, по его собственному выражению, деле представитель Управления по охране художественных ценностей ФСБ подполковник А.А.Губин. Точнее - переменил свою точку зрения после личного разговора с давно знакомым Г. Маслаковым.
“Черный человек” оказался образом собирательным и интернациональным. Действительно, при чем здесь границы и правовые обязательства, когда цена одной картины Э.М. Белютина, по официальной страховочной оценке, не опускается ниже 15 тысяч долларов.
Вот только для художника дело не в цене. В скором времени его ждет большая персональная ретроспективная выставка. На родине. И, как видно, без “Реквиема”. Просто в нашем государстве ни гражданских, ни человеческих прав никто из чиновников не защищает, и, как видно, не обязан защищать.

Нина РУСОВА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить