Купейный вагон класса СВ (спальный вагон повышенной комфортности) — это был пик железнодорожной роскоши в СССР.
В эпоху, когда плацкарт и общие вагоны были нормой, СВ казался почти заграничной сказкой: мягкие полки, горячий чай без очереди и почти тишина. Но за этим комфортом стояла и идеология, и строгое расписание.
Что такое СВ в советском смысле
СВ (спальный вагон) — это двухместное купе с мягкими полками, столиком и индивидуальным освещением. Для сравнения:
В народе такие вагоны называли "первым классом", хотя официально такого деления не было.
Что там было?
А у проводницы — всегда вежливый тон и запас шоколада по знакомству.
Кто ездил в СВ?
* Высшие чины, партийные работники, военные в звании.
* Артисты, дипломаты, лётчики ГА и делегации.
* Иногда — обычные граждане с "связями" или по острой необходимости (например, по состоянию здоровья).
Билеты в СВ нельзя было просто так купить — часто требовались спецкомандировки, утверждённые документы или рекомендации.
Дефицит по расписанию
СВ-билеты были не только дорогими (в 3-4 раза выше обычных), но и редкими:
Роскошь — по расписанию
В СВ не было толкучки, воняющих носков, кипятильников и "еды с газетки". Всё происходило строго по часам:
* Подъём, заправка полок — к прибытию.
* Постель сдавалась проводнице.
* Вечером — тишина, свет гасили без предупреждений.
Это был порядок, комфорт и почти военная дисциплина.
Символ эпохи
СВ в СССР — это не про богатство, а про привилегию. Люди, ездившие в таких вагонах, чувствовали себя частью особого мира, где даже на рельсах — уют, покой и тёплый чай с лимоном в стеклянном стакане.