Музеи должны за свою аудиторию бороться с торговыми комплексами

Уже до конца текущего года могут появиться в московских музеях электронные абонементы для взрослых. С 1 сентября московские школьники стали проходить бесплатно в 90 таких мест, регистрируясь через специальные терминалы, число охваченных проектом музеев будет расширено. Об этом сообщил ТАСС глава агентства "Мосгортур" Департамента культуры Москвы Василий Овчинников.

В настоящее время существует два вида абонементов: в популярные музеи и в те, которые у туристов не особо популярны, но имеют хороший потенциал. 

Прокомментировать инициативу московских властей "Правда.Ру" попросила директора Государственного Музея история ГУЛАГа Романа Романова.

- Почему некоторые музеи не популярны? С чем это связано?

- Есть, конечно, не очень раскрученные музеи. Поэтому так и необходимы какие-то новые стратегии для привлечения посетителей. Это могут быть программы,  театральные постановки, кинопоказы, лекции, вечера.  

Музеи во всем мире ищут новые подходы, и Москва не исключение. И здесь, мне кажется, про популярность или не популярность немного некорректно говорить. Чтобы говорит о популярности,  нужен комплексный анализ по нескольким параметрам сразу.  И одно из главных значений  имеет локация музея, где он располагается.

Я могу сказать про наш музей: когда он находился на Петровке, к нам заходили тысячи людей, просто мимо проходящих, которые видели слово "музей". А то, что это музей истории ГУЛАГа, для них было вторично.

Сейчас мы находимся на периферии центрального округа, и это, конечно, осложняет приход посетителей. Посетителям уже нужно иметь какую-то мотивацию, чтобы к нам прийти.

Во всем мире культурные центры располагаются в центральной части города. Поэтому тем учреждениям - музеям, театрам, которые располагаются на периферии, нужно самим проявлять больше активности, и придумывать больше программ, чтобы привлечь к себе внимание аудитории.

Помимо этого, конечно, музеям нужно разрабатывать какие-то совместные программы, межмузейные. И такие программы есть. Это, к примеру, школьные олимпиады, которые пользуются у ребят большой популярностью, это и просто отдельные программы, которые привлекают молодых горожан.

И чем больше будет таких программ, тем выше будет посещаемость. При этом надо понимать: для того, чтобы было интересно,  все эти программы нужно создавать заново.

- С другой стороны, есть одна ночь в году, когда посетители буквально «ломятся» в музеи, речь, конечно, идет о «ночи музеев». Значит, можно говорить о том, что музеи становятся все-таки популярными?

- Музеи обновляются, появляются новые экспозиции, сменяемость выставок в городе просто бешеная. У нас огромное количество мероприятий, и это создает конкуренцию музеев и торгово-развлекательных центров за аудиторию.

А "Ночь музеев" - это необычное явление: прийти в музей ночью. Но там качество посещений немножко другое. Потому что у людей возникает какой-то спортивный интерес, сколько за ночь они могут пробежать музеев. Это не тоже самое, что если человек придет и будет вдумчиво смотреть. Это забег, который не всегда на пользу музеям, и, может быть, посетителям.

Но, музеи, понимая это, создают свои отдельные программы. Учитывая спрос, нужно давать и новые предложения, чтобы этот спрос стимулировать.

Беседовала Лада КОРОТУН

Обсудить