Учеников нельзя загонять в "электронные ворота", считает заслуженный учитель РФ Александр Снегуров

Эксперт: Компьютер не заменит живое общение учителя и ученика

С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только те школьные учебники, для которых есть электронная версия. Новость "Правде.Ру" прокомментировал заслуженный учитель РФ, историк Александр Снегуров.

Как Вы прокомментируете инициативу с введением электронной копии учебников?

— Стоит сделать акцент на самой системе. Не хотелось бы, чтобы она была тотальной. Нужна альтернатива в виде бумажных учебников, общения педагога непосредственно с учеником, минуя мультимедийные средства. Иначе нарушится наша педагогическая атмосфера. Уже не говоря о том, что все это вредно для здоровья человека. Об этом мы говорили, и у нас норма то 15 минут, то 20. И разве с 2015 года у нас появятся особо здоровые дети? Нет, сейчас мы говорим о том, что примерно 15 процентов выпускников здоровых. Поэтому как одно с другим соединить? У меня здесь сразу такая реакция: если будет учебник в двух версиях, тогда смогут переключаться?

Вы против тотального применения нововведения в школах?

— И против этого тоже, это также значит ограничение для авторов и для потребителей — учеников. Зачем загонять в "электронные ворота"? А если нет такого приспособления, то находись за бортом? Это значит, мы уже не качество материала рассматриваем, что там авторы предлагают, а просто функциональность этого продукта, подходит или не подходит. А качество уже не в первую очередь. Главное — подойдет или нет вот к этому разъему, условно говоря.

Не кажется ли Вам, что современные дети легче воспримут материал в электронной версии?

— Ученики уже и так невротизированы, им не хватает общения с педагогом, они перенасыщены видами общения с компьютером во внеурочное время. Значит, теперь мы создадим общую зону подключения к компьютеру. И нигде не останется живого общения, практически. Если сейчас люди к экрану привязаны, к кнопкам, у них уже реакция развивается: просто хлопнуть рукой по телефону, чтобы посмотреть время. Уже не время нужно, а выработалась реакция — шлепать. А тогда какие реакция появятся? Задумываемся ли мы об этом?

В чем Вы видите опасность электронных учебников?

— Меня беспокоит сама экосистема. Она нарушает и права ребенка, о которых мы много говорим, должность этого омбудсмена у нас есть, но разве здесь нет нарушения? Есть люди, которые не расположены к компьютерам, и мы как будто требуем, чтобы к 2015 году они приспособились, иначе окажутся вне игры. Как можно это требовать, где же индивидуальный подход? Нам говорят, что индивидуальный подход будет развиваться, если направят задания индивидуально ученику. Но забывают о другом индивидуальном подходе: нужна ли всем такая система. Видимо, надо оставлять какой-то класс, где могут собраться те, кто не желает такой тотальности и для кого она вредна. Вообще, она вредна для всех. Где все эти дети будут находиться, на домашнее обучение их вытесняем?

 

Обсудить