Бермудский треугольник десятилетиями остаётся одним из самых известных морских «феноменов», обросшим легендами и версиями — от инопланетян и порталов в иные измерения до загадочных вихрей и следов мифической Атлантиды. Но за яркими историями часто теряются научные объяснения. Одно из них — теория волн-негодяев, мощных спонтанных гигантов, возникающих в местах пересечения нескольких штормов. Новые исследования британских океанографов снова вывели её на первый план, дав повод взглянуть на «проклятый треугольник» без мистики, с позиции физики моря и инженерных расчётов.
Участок океана между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и южной оконечностью Флориды прославился множеством исчезновений кораблей и самолётов. Масштаб явления преувеличен, но несколько крупных трагедий — например, исчезновение USS Cyclops в 1918 году — сделали треугольник частью массовой культуры. Отсутствие объяснений в середине XX века породило множество мифов, хотя официальные отчёты давно склоняются к более прагматичным версиям.
Волна-негодяй — это огромная, крутая и непредсказуемая водяная стена, способная возникнуть буквально за секунды. Обычно такие волны появляются в точке пересечения нескольких штормовых фронтов. Они могут превышать высоту 20–30 метров, не сопоставляясь с обычными штормовыми волнами.
"Нет никаких сомнений в том, что эта область подвержена волнам негодяев", — объяснил океанограф Саймон Боксалл, Университет Саутгемптона.
Такие волны зафиксированы в разных точках мира: у берегов Южной Африки, в Северном море, в районе Анадыря. Бермудский треугольник также находится в зоне пересечения нескольких погодных систем, приходящих с Карибского моря, Мексиканского залива и Атлантики.
| Фактор | Бермудский треугольник | Южная Африка (мыс Агульяс) |
| Пересечение штормов | да | да |
| Волны-негодяи | возможно | часто |
| Исчезновения судов | зафиксированы | многочисленные |
| Магнитные аномалии | нет | нет |
| Газовые выбросы | не подтверждены | возможны |
Данные показывают: уникальность феномена сильно преувеличена — многие регионы мира опаснее с точки зрения океанографии.
Специалисты анализируют карты движения циклонов и наблюдения спутников.
Используются сложные уравнения, описывающие сумму нескольких волн, при которой возникает «пиковая» высота.
Инженеры создают макеты судов и воспроизводят удары волн в бассейнах с генераторами волн.
Определяется, какие типы судов наиболее уязвимы.
Данные аварий сопоставляются с погодными отчётами.
А что если волны-негодяи действительно объясняют часть исчезновений?
Это вполне возможно и подтверждается экспериментами. Но волны не объясняют все случаи.
А что если важную роль играют человеческие ошибки?
Большинство морских катастроф связано именно с ними — от неверного курса до устаревших радиосистем.
А что если Бермудский треугольник вовсе не аномальный?
Статистика показывает: частота аварий в регионе не выше, чем на других популярных маршрутах.
| Плюсы | Минусы |
| основана на физике и наблюдениях | волны возникают редко |
| подтверждена моделированием | не объясняет все исчезновения |
| подходит для крупных кораблей | не объясняет исчезновения самолётов |
| учитывает локальные штормовые зоны | сложна для точного прогнозирования |
Исчезали ли корабли от волн-негодяев в других местах?
Да, у Южной Африки зафиксировано множество случаев.
Может ли волна-негодяй потопить крупный корабль?
Да. Модели показывают, что судно типа USS Cyclops может потерять устойчивость и опрокинуться.
Можно ли предсказать такие волны?
Пока нет. Наблюдения улучшаются, но точных прогнозов нет.
Опасны ли они для самолётов?
Нет, самолёты к ним не имеют отношения.
Миф: Бермудский треугольник — сверхъестественная зона.
Правда: это обычный морской регион с активной погодой и интенсивным движением судов.
Миф: существуют магнитные ловушки.
Правда: магнитных аномалий в зоне треугольника нет.
Миф: газовые выбросы от метана мгновенно топят корабли.
Правда: эксперименты не подтвердили, что это возможно в реальных условиях.
Миф о Бермудском треугольнике сформировался в середине XX века, когда несколько кораблей и самолётов пропали практически без следов. В эпоху отсутствия спутников, точной метеонаблюдательной сети и современных средств связи объяснить это было сложно. Но уже к 1980-м годам океанографы получили данные о крупных волнах, способных разрушать корабли. Моделирование Саутгемптонского университета стало важным звеном, доказав, что природные причины могут объяснять большую часть загадок.