На границе Мексики и Гватемалы археологи, возможно, нашли легендарный город Сак-Балан — последнюю крепость народа лакандон-чоль, которая более века оставалась скрытой в джунглях. Именно сюда майя отступили после падения своей столицы Лакан-Тун в 1586 году, спасаясь от испанских завоевателей.
Сак-Балан, что в переводе означает "Земля белого ягуара", был не просто укрытием. Это был оплот сопротивления. После обнаружения города в 1695 году испанцы переименовали его в Нуэстра-Сеньора-де-Долорес ("Богоматерь Скорбящая"), а к 1721 году поселение исчезло с карт.
Местоположение Сак-Балана долгое время оставалось загадкой, несмотря на упоминания в документах. Только сейчас, спустя сотни лет, команда археолога Хосуэ Лосады Толедо из Национального института антропологии и истории (INAH) приблизилась к разгадке.
Он использовал старинные письма испанского монаха Диего де Риваса, технологии ГИС и расчёты расстояний, которые можно было преодолеть пешком и на каноэ.
"Объединив все эти переменные, я смог… определить приблизительный диапазон, в котором может находиться место раскопок Сак-Бахлан", — рассказал учёный.
Команда обнаружила археологические следы предполагаемой крепости между реками Хатате и Ишкан, где уже прошли два сезона раскопок.
Лосада Толедо описал свою миссию как "самую сложную экскурсию в жизни". Но усилия того стоили — археологи получили возможность прикоснуться к реальной истории последнего майянского сопротивления.
Исследования продолжаются: учёным ещё предстоит изучить планировку города, определить точные временные рамки его существования и глубже понять, как жило сообщество, более века уклонявшееся от колониального контроля.
Уточнения
Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.). Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
От изгнания у шимпанзе до "химического чутья" у лангустов: как животные распознают больных сородичей и почему социальная дистанция в природе — вопрос жизни и смерти.