Мы не знаем, что делать с планшетами, а древние дети не только выживали — они создавали свои игрушки

Древние дети создавали игрушки из глины, исследуя мир через творчество

Когда мы представляем себе людей эпохи Палеолита, образы часто сводятся к суровым трудовым будням, связанным с выживанием в суровых условиях. Взрослые охотятся, собирают пищу и защищаются от хищников, а дети, как правило, остаются в тени. Однако недавнее открытие археологов в Чехии показывает, что уже 30 000 лет назад у детей были свои забавы. Они не просто выживали в условиях ледникового периода, но и играли, создавая игрушки из глины.

Древние игрушки: следы творчества детей

Исследования, проведенные в Чехии, позволили найти около 500 артефактов, выполненных детьми эпохи палеолита. Эти изделия, выполненные из глины, представляют собой миниатюрные фигурки животных и людей. Археологи обнаружили их на нескольких раскопках, датируемых граветтским периодом — одной из культур позднего палеолита, возраст которой составляет около 30 тысяч лет.

Значение этих находок в том, что они открывают окно в детский мир древних людей. Ранее исследования не уделяли должного внимания роли детей в создании таких предметов. Мы привыкли думать, что дети были пассивными наблюдателями за взрослыми, но эти игрушки ставят под сомнение этот стереотип.

Детские игрушки и их особенности

Большинство обнаруженных артефактов были изготовлены в форме животных, таких как мамонты и лошади. По своей форме и деталям эти фигурки похожи на неуклюжие и несовершенные копии, что вполне соответствует тому, что можно ожидать от детских рук. Размеры фигурок небольшие — от нескольких сантиметров до 15 см в длину, а их поверхность неровная, с явными следами пальцев.

"Некоторые из этих фигурок имеют четкие отпечатки пальцев, что подтверждает, что их создавали дети, а не взрослые мастера," — отметил археолог Брайс Луве.

Исследования показали, что эти фигурки не были предназначены для практического использования, как утилитарные предметы. Они не имели ритуальной или хозяйственной функции, скорее всего, их использовали в играх, что является важным свидетельством о культурной жизни детей тех времён.

Игры детей Палеолита

Предположение, что дети палеолита играли и развлекались, может показаться удивительным, но оно подкреплено не только археологическими находками. Этот же принцип прослеживается в других культурах на протяжении истории. Игрушки и поделки были важной частью детского опыта во многих странах и цивилизациях, и это свойство человеческой природы сохранялось даже в древности.

Неудивительно, что дети тех времён использовали свои игрушки для обучения. Через создание фигурок животных и людей они, вероятно, не только развлекались, но и осваивали важные жизненные навыки. Игры с такими фигурками помогали детям воспринимать окружающий мир и учить их социальным и культурным нормам.

"Это открытие позволяет лучше понять детские игры в доисторические времена и как важными они были для обучения и формирования культурных ценностей," — пояснил археолог Брайс Луве.

Керамика и её роль в жизни древних людей

Интересно, что использование керамики детьми палеолита — это не уникальное явление. Подобные находки были обнаружены и в других регионах мира. Артефакты, созданные детьми, найдены, например, в Америке, Сирии и среди индейцев оджибве в Северной Америке. Эти игрушки были изготовлены из различных материалов, но основным остаётся именно глина. Эта универсальная практика свидетельствует о том, что детям всех времен было свойственно создавать такие предметы для развлечений и обучения.

Для взрослых людей эти предметы служили не только для учебы, но и как часть общественного и семейного быта. Чаще всего такие игрушки олицетворяли животных и людей, что могло быть связано с повседневными заботами взрослых, но в то же время они служили детям формой самовыражения и их попытками понять окружающий мир.

Ошибки как часть процесса

Неуклюжесть фигурок, например, трещины от неправильного обжига или неровные линии, также служат доказательством того, что дети активно экспериментировали, учились и пробовали создавать свои собственные интерпретации реальности. Подобные ошибки, характерные для обучения, играют важную роль в понимании развития детского творчества в палеолите. Ошибки в изготовлении игрушек говорят о том, что дети не просто повторяли действия взрослых, а стремились к собственному самовыражению, экспериментировали с формой и техникой.

"Ошибки в этих предметах являются важным элементом процесса обучения, который, возможно, также включал элементы игры и творчества," — считает археолог Брайс Луве.

Влияние на современность

Такие открытия изменяют наше представление о детях в доисторические времена. Ранее мы часто воспринимали их как простых наблюдателей, не имеющих активной роли в культурной жизни общества. Однако теперь мы видим, что дети участвовали в создании и освоении важных культурных элементов, включая изготовление предметов и игрушек. Это открытие также подчеркивает важность игры и творчества в жизни каждого человека, независимо от эпохи.

Как бы далеко мы ни ушли от древности, суть детства остаётся неизменной — это время для игры, самовыражения и обучения, и именно в этом контексте стоит смотреть на эти уникальные находки из далекого прошлого.

Уточнения

Дети — человек в период детства (мн. ч.).

Автор Сергей Докучаев
Сергей Докучаев — журналист, корреспондент медиахолдинга Правда.Ру