Ледяной шок: как таяние льдов в Арктике и Антарктиде влияет на время и наш календарь

"Это сигнал — мы знаем не всё": из-за потепления Земля замедляет вращение

2:59

Исследователи из США опубликовали статью в журнале Nature, рассматривающую влияние климатических процессов на угловую скорость вращения Земли, которая в свою очередь влияет на продолжительность суток и астрономического года. Особое внимание уделяется таянию льдов в Арктике и Антарктике, которое оказывает замедляющий эффект на вращение планеты.

Астрономический год, время, за которое Земля проходит полный круг вокруг Солнца, не совпадает с календарным годом. Это означает, что каждый год, когда мы отмечаем новогодние праздники, Земля находится в другом месте своей орбиты, чем годом ранее.

Чтобы синхронизировать календарь с реальной скоростью вращения Земли, введены високосные годы, в которых каждый четвёртый год добавляется дополнительный день в феврале. Современные технологии позволяют ученым следить за угловой скоростью вращения Земли и корректировать длительность года, добавляя или вычитая секунды, чтобы согласовать мировое координированное время (UTC).

Предыдущие исследования предполагали, что в 2026 году потребуется вычесть одну секунду из времени, однако новое исследование показало, что это произойдет лишь в 2029 году. Это обусловлено таянием ледяных покровов в Гренландии и Антарктиде, что привело к уменьшению массы полюсов и поднятию уровня Мирового океана, в результате чего скорость вращения Земли замедлилась.

Автор исследования, геофизик из Института океанографии имени Скриппса в Ла-Хойе (США, Калифорния) Дункан Агнью, отмечает, что даже незначительные изменения во времени могут повлиять на различные сферы жизни, такие как распределённые вычисления и финансовые рынки, которым необходима точная временная шкала.

Учёные уже давно знают, что скорость вращения Земли не постоянна и может меняться из-за различных факторов, таких как морские приливы и движение Луны. Однако недавние изменения в скорости вращения вызвали некоторую загадку среди исследователей.

Недавние исследования также указывают на то, что внутреннее твёрдое ядро Земли начало вращаться медленнее, что может вызвать ускорение литосферы. Кроме того, таяние ледников оказывает дополнительное воздействие на вращение планеты. Поэтому в последнее время проводится много работ по связыванию климатических изменений с изменениями в вращении Земли, сообщает aif.ru.

Однако некоторые ученые, включая Леонида Зотова, считают, что связь между таянием льдов и ускорением вращения Земли не столь прямолинейна, как предполагается. Он указывает на другие факторы, такие как внутренние процессы Земли или воздействие Луны.

Несмотря на это, согласно Зотову, в будущем может потребоваться вычитать дополнительные секунды из времени из-за ускорения вращения Земли, но с учётом наблюдаемой тенденции к замедлению, это может произойти нескоро или вовсе не понадобиться.