Ученые открыли шокирующее свойство нейтрино

Ученые из из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружили, что законы квантовой физики, которые, как известно, во многом нарушают привычную нам логику, вполне имеют место и в макромире. Нейтрино может находиться в состоянии квантовой суперпозиции, находясь одновременно в двух разных точках и состояниях на расстоянии в 735 километров.

"Самое удивительное — многие из нас считали, что законы квантовой механики работают только на микроуровне. Оказывается, что мы не можем избавиться от их пут даже в тех случаях, когда мы описываем процессы, происходящие на больших расстояниях, изучая частицы, меняющие состояния при движении на сотни миль. Это потрясающее чувство", — заявил руководитель исследовательского проекта Дэвид Кайзер.

Нейтрино представляют собой мельчайшие элементарные частицы, которые почти не взаимодействуют с окружающим материальным миром. Например, такая частица свободно пролетает сквозь Земной шар, не находя никаких препятствий. Это связано с тем, что размеры нейтрино существенно меньше размеров ядра атома. Грубо говоря, это вообще не частица, а некий потенциал энергии, который может быть "размазан" на большом расстоянии.

Изучая результаты подобных замеров, Кайзер и его коллеги натолкнулись на необычные и, как казалось на первый взгляд, необъяснимые расхождения в числе частиц, которые невозможно было описать при помощи классических физических теорий. Это натолкнуло их на мысль, что нейтрино могут находиться не в одном из двух состояний, а одновременно и в том и в другом, в виде квантовой суперпозиции.

"Людям не нравится квантовая механика по той причине, что, с одной стороны, она очень точно описывает процессы в микромире, но с другой, к ней "в нагрузку" идет весь этот багаж контринтуитивных и просто странных концепций. Поэтому мне нравятся такие эксперименты — нейтрино вели себя так же, как семья людей в дороге, двигаясь через те же города и места, что и мы. И даже в привычном нам мире мы все равно не можем отказаться от квантовой механики — нам реально удалось увидеть то, что квантовые эффекты работают на макромасштабах", — рассказал Дэвид Кайзер.