Автовладельцы вышли на цифровую баррикаду: закон об утильсборе встретил протест

5:29

Новый проект постановления правительства, разработанный Минпромторгом, вызвал беспрецедентный отклик в обществе. Изменения в порядке взимания утилизационного сбора с автомобилей, которые должны вступить в силу с ноября 2025 года, стали одной из самых обсуждаемых инициатив осени. Количество отрицательных откликов на сайте regulation. gov достигло уже более 100 тысяч — и продолжает расти.

Но несмотря на волну критики, ведомство уверяет: изменения необходимы для поддержки отечественного автопрома и борьбы с "серым" импортом.

В чём суть реформы

Сейчас размер утильсбора зависит от объёма двигателя и возраста автомобиля. Минпромторг предлагает изменить методику: учитывать не только объём, но и мощность двигателя.

  • Базовая ставка будет определяться по объёму двигателя.
  • Повышающий коэффициент — по мощности автомобиля.

Это значит, что чем мощнее машина, тем выше станет сбор, который придётся платить при её покупке.

Пример расчёта

  • Автомобиль до 160 л. с.: преференциальная ставка.
  • От 160 до 200 л. с.: рост утильсбора на 25-30%.
  • Свыше 200 л. с.: увеличение до 50%.

Под новые правила попадут и электромобили, и гибриды.

Кто поддерживает реформу

Глава "АГР Холдинг" (производитель Solaris) высказался в поддержку инициативы, заявив, что это позволит "выравнять рынок" и ограничить поток мощных импортных автомобилей.

"Предложенные Минпромторгом изменения в методике расчёта утилизационного сбора не коснутся нынешних моделей Lada", — заверил Максим Соколов, руководитель "АвтоВАЗа".

По сути крупнейшие российские производители видят в новых правилах шанс укрепить позиции на внутреннем рынке.

Кто против

Простые автолюбители и представители бизнеса. На сайте regulation. gov количество отрицательных отзывов превысило 101 тысячу, что близко к рекордным значениям. Люди опасаются, что повышение утильсбора приведёт к росту цен на новые автомобили и сделает покупку мощных машин недоступной.

Особенно обеспокоены компании, работающие с импортом. Для них новые коэффициенты означают падение спроса и потерю клиентов.

Таблица: плюсы и минусы новой методики

Сторона Плюсы Минусы
Государство Рост доходов бюджета, поддержка автопрома Негативное восприятие населения
Российские производители Защита рынка, рост доли Lada, УАЗ и др. Нагрузка на сегмент электромобилей
Импортёры Снижение спроса, падение прибыли
Автолюбители Удорожание машин, ограничение выбора

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: одномоментное повышение сборов без переходного периода.
  • Последствие: резкий скачок цен и падение продаж.
  • Альтернатива: ввести постепенное повышение ставок.
  • Ошибка: распространение повышенных коэффициентов на электромобили.
  • Последствие: торможение развития "зелёного" транспорта.
  • Альтернатива: сохранить льготы для EV и гибридов.

А что если закон примут без изменений?

  • Стоимость автомобилей средней и высокой мощности вырастет на десятки процентов.
  • Сегмент премиум-класса и мощных кроссоверов сократится.
  • Импорт подержанных машин упадёт, что ударит по малому бизнесу.
  • Доля отечественных моделей в парке увеличится, но при ограниченном ассортименте.

FAQ

С какого числа вступят новые правила

С 1 ноября 2025 года.

Какие автомобили останутся по льготной ставке

Машины до 160 л. с.

Затронет ли это Lada

По словам руководителя АвтоВАЗа, действующая линейка бренда не подорожает.

Мифы и правда

  • Миф: утильсбор увеличат для всех машин.
    Правда: льготные ставки сохранятся для авто мощностью до 160 л. с.

  • Миф: повышение направлено против электромобилей.
    Правда: официальная цель — поддержка отечественного автопрома, но электрокары действительно окажутся под ударом.

  • Миф: рост утильсбора улучшит качество машин.
    Правда: это лишь инструмент регулирования рынка и защиты локальных производителей.

3 интересных факта

  • Россия ввела утилизационный сбор в 2012 году для защиты внутреннего рынка.
  • В 2020-х годах утильсбор стал одним из главных источников финансирования программы утилизации автомобилей.

Исторический контекст

  • Первые аналогичные сборы появились в Японии в 1970-х годах для борьбы с "автомобильными свалками".
  • В ЕС утильсбор заменили системой обязательной утилизации, оплачиваемой производителями.
Автор Мария Круглова
Мария Круглова — журналист, корреспондент новостной службы Правда.Ру
Редактор Вероника Эйнуллаева
Вероника Эйнуллаева — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру