Новый проект постановления правительства, разработанный Минпромторгом, вызвал беспрецедентный отклик в обществе. Изменения в порядке взимания утилизационного сбора с автомобилей, которые должны вступить в силу с ноября 2025 года, стали одной из самых обсуждаемых инициатив осени. Количество отрицательных откликов на сайте regulation. gov достигло уже более 100 тысяч — и продолжает расти.
Но несмотря на волну критики, ведомство уверяет: изменения необходимы для поддержки отечественного автопрома и борьбы с "серым" импортом.
Сейчас размер утильсбора зависит от объёма двигателя и возраста автомобиля. Минпромторг предлагает изменить методику: учитывать не только объём, но и мощность двигателя.
Это значит, что чем мощнее машина, тем выше станет сбор, который придётся платить при её покупке.
Под новые правила попадут и электромобили, и гибриды.
Глава "АГР Холдинг" (производитель Solaris) высказался в поддержку инициативы, заявив, что это позволит "выравнять рынок" и ограничить поток мощных импортных автомобилей.
"Предложенные Минпромторгом изменения в методике расчёта утилизационного сбора не коснутся нынешних моделей Lada", — заверил Максим Соколов, руководитель "АвтоВАЗа".
По сути крупнейшие российские производители видят в новых правилах шанс укрепить позиции на внутреннем рынке.
Простые автолюбители и представители бизнеса. На сайте regulation. gov количество отрицательных отзывов превысило 101 тысячу, что близко к рекордным значениям. Люди опасаются, что повышение утильсбора приведёт к росту цен на новые автомобили и сделает покупку мощных машин недоступной.
Особенно обеспокоены компании, работающие с импортом. Для них новые коэффициенты означают падение спроса и потерю клиентов.
| Сторона | Плюсы | Минусы |
| Государство | Рост доходов бюджета, поддержка автопрома | Негативное восприятие населения |
| Российские производители | Защита рынка, рост доли Lada, УАЗ и др. | Нагрузка на сегмент электромобилей |
| Импортёры | — | Снижение спроса, падение прибыли |
| Автолюбители | — | Удорожание машин, ограничение выбора |
С 1 ноября 2025 года.
Машины до 160 л. с.
По словам руководителя АвтоВАЗа, действующая линейка бренда не подорожает.
Миф: утильсбор увеличат для всех машин.
Правда: льготные ставки сохранятся для авто мощностью до 160 л. с.
Миф: повышение направлено против электромобилей.
Правда: официальная цель — поддержка отечественного автопрома, но электрокары действительно окажутся под ударом.
Миф: рост утильсбора улучшит качество машин.
Правда: это лишь инструмент регулирования рынка и защиты локальных производителей.