На форумах водители не устают спорить, что произойдёт, если во время движения случайно включить другой режим коробки передач. Особенно пугает возможность перехода в "R" или "P", пока автомобиль ещё не остановился.
Почему это случается
Чаще всего такая ошибка происходит у водителей, привыкших к "механике". Инстинктивное стремление "переключиться" приводит к тому, что рука тянется к селектору АКПП даже на ходу. Главная ошибка — паника. В большинстве случаев достаточно плавно вернуть рычаг обратно в положение "D" и продолжать движение.
Старые автоматы были беззащитны
До конца 1980-х годов автоматические коробки не имели защиты от ошибочного переключения. Попытка включить "реверс" во время движения могла привести к фатальной поломке трансмиссии. Скрежет, удары, поломка валов — такой исход был не редкостью.
Современные АКПП спасают электроника и логика управления
Сегодня в автомобилях всё иначе. Коробки передач "понимают", когда переключение невозможно без риска, и блокируют его. Но последствия зависят от того, в какой именно режим вы попали:
Режим "P" (паркинг)
Электроника почти всегда не позволит вам включить его на скорости. Более того, до "P" ещё нужно пройти через "R" и "N", так что вероятность случайного срабатывания минимальна. Однако на старых авто в такой момент можно услышать резкий скрежет — это срабатывает фиксатор вала.
Режим "N" (нейтраль)
Абсолютно безопасен для коробки — если вы случайно включили нейтраль, просто верните селектор в "D". Но долго ехать в "N" опасно: у вас нет тяги, управляемость может снизиться, особенно на высокой скорости.
Режим "R" (реверс)
В норме включить заднюю передачу в движении не получится — система вас защитит. Но если авто едет по льду или тормоз уже нажат, и селектор смещён в "R", реверс может активироваться. Это может вызвать сильный удар и даже повредить трансмиссию.
Что делать, если уже переключили
Главное — не дергайте селектор резко. Плавно верните в "D" и продолжайте движение. Если коробка в порядке и в машине есть защита, всё обойдётся без последствий.
Уточнения
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) в широком смысле — коробка передач, устройство и механика работы которой позволяют ей в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение.