Рука дёрнулась — коробка на грани: что произойдёт при переключении в R во время движения

Как современная электроника спасает трансмиссии от катастроф
2:25

На форумах водители не устают спорить, что произойдёт, если во время движения случайно включить другой режим коробки передач. Особенно пугает возможность перехода в "R" или "P", пока автомобиль ещё не остановился.

Почему это случается

Чаще всего такая ошибка происходит у водителей, привыкших к "механике". Инстинктивное стремление "переключиться" приводит к тому, что рука тянется к селектору АКПП даже на ходу. Главная ошибка — паника. В большинстве случаев достаточно плавно вернуть рычаг обратно в положение "D" и продолжать движение.

Старые автоматы были беззащитны

До конца 1980-х годов автоматические коробки не имели защиты от ошибочного переключения. Попытка включить "реверс" во время движения могла привести к фатальной поломке трансмиссии. Скрежет, удары, поломка валов — такой исход был не редкостью.

Современные АКПП спасают электроника и логика управления

Сегодня в автомобилях всё иначе. Коробки передач "понимают", когда переключение невозможно без риска, и блокируют его. Но последствия зависят от того, в какой именно режим вы попали:

  • Режим "P" (паркинг)
    Электроника почти всегда не позволит вам включить его на скорости. Более того, до "P" ещё нужно пройти через "R" и "N", так что вероятность случайного срабатывания минимальна. Однако на старых авто в такой момент можно услышать резкий скрежет — это срабатывает фиксатор вала.

  • Режим "N" (нейтраль)
    Абсолютно безопасен для коробки — если вы случайно включили нейтраль, просто верните селектор в "D". Но долго ехать в "N" опасно: у вас нет тяги, управляемость может снизиться, особенно на высокой скорости.

  • Режим "R" (реверс)
    В норме включить заднюю передачу в движении не получится — система вас защитит. Но если авто едет по льду или тормоз уже нажат, и селектор смещён в "R", реверс может активироваться. Это может вызвать сильный удар и даже повредить трансмиссию.

Что делать, если уже переключили
Главное — не дергайте селектор резко. Плавно верните в "D" и продолжайте движение. Если коробка в порядке и в машине есть защита, всё обойдётся без последствий.

Уточнения

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) в широком смысле — коробка передач, устройство и механика работы которой позволяют ей в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение.

Автор Михаил Гаврилов
Михаил Гаврилов — журналист, корреспондент новостной службы Правда.Ру