Из весны в лето - голодно, но празднично

Только пригрел апрель по-летнему теплым солнцем, как вслед поспешил месяц-май, о котором в народе говорят: "Ай-ай, месяц май! Коню сена дай, а сам на печь полезай!" или "Май обманет, в лес уйдет". Считается, что в это время без холодов не обойтись. Наши предки этот месяц считали нелегким — старый хлеб съеден, а новых запасов еще нет, у людей и скота наступает бескормица. По этой причине и называют май "голодным". Отсюда считается плохой приметой вступать в этом месяце брак: "Кто в мае женится, тот будет век маяться". Ведь для пышной свадьбы нужно и угощение на славу, а где его взять? Плоха та свадьба, что встречает гостей пустым столом.

Само слово "май", как и большинство современных названий месяцев, пришло к нам из Византии. Коренные же названия месяца были другие — наши праотцы называли его "травен" или "травный", чехи и словаки — "кветень" или "цветень". По одной из версий, название "май" произошло от имени греческой богини Майи ("матушка, кормилица"), покровительницы плодоносной земли и матери Гермеса. Ей также были присущи функции вскармливания и воспитания.

Читайте также: Тепло апреля - от водяного до Хмеля

Многие современные язычники, не придерживающиеся исключительно славянских традиций, открывают майскую обрядность в ночь с 30 апреля на 1 мая, когда празднуют Вальпургиеву ночь. Даже людям далеким от язычества знакомо это название по литературным произведениям — таким, как "Фауст" Гете или "Мастер и Маргарита" Булгакова. Праздничная ночь считается главным шабашем ведьм всей Германии и Скандинавии. Ведьмы и колдуны со всей округи слетались на гору Брокен, а горах Гарца, где предавались диким пляскам, совокуплялись с демонами и варили волшебные зелья, потому как травы в эту ночь обретают особую магическую силу. Помните, как в сказке знаменитого немецкого писателя Отфрида Пройслера "Маленькая Баба-Яга" главную героиню не пускали на Вальпургиеву ночь, потому что она еще не доросла "для танцев"?

На самом деле, как это ни парадоксально, один из важнейших языческих праздников связан с именем христианской святой Вальпурги или Вальбурги, дочери одного из королей Западной Саксонии. Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме неподалеку от Айтштадта, а после смерти одного из братьев руководила мужским монастырем. Слухи о ее чудесах облетели все окрестности, ее почитали как покровительницу моряков…

Прошло много лет со дня ее смерти, удивительные деяния ее позабылись. Однажды новый епископ Айштадта решил восстановить монастырь, и во время реконструкции рабочие осквернили могилу бывшей аббатисы. После этого ее грозный призрак явился самому епископу! Тогда ее останки перевезли в Айштадт и возложили в пустоту одной из скал, откуда впоследствии стало вытекать целебное масло, помогавщее при многих болезнях. Произошло это именно 1 мая.

Казалось бы, ничего в жизни этой доблестной набожной женщины не наводит на мысль о язычестве, и тем более о ночных вакханалиях. Тем не менее, если приглядеться к древним фрескам с изображением святой, можно обнаружить много интересного. Обычно на этих фресках святая Вальпурга изображается с короной у ног (символ ее королевского происхождения) и посохом (знак того, что она была основательницей монастыря). Но Вальпурга часто изображается на фоне лип и холмов, а именно липы считались священными деревьями языческой богини Фригги.

Рядом со святой часто изображают собаку, хотя в ее жизнеописании нет никаких упоминаний о псах, которых держала Вальпурга. В немецких и скандинавских мифах именно собака была самым распространенным волшебным помощником. У Фригги и у нидерландской богини Нехаленниа были собаки… Образ пса тесно связан с плодородием. Кроме того, на фресках Вальпурга часто держит в руках треугольное зеркало. По легенде, в той местности в лесах видели убегающую от охотников девушку с зеркалом. Крестьяне верили, что если заглянуть в это зеркало, можно увидеть свое будущее.

Так христианские мотивы в очередной раз тесно переплелись с ранними языческими обрядами, связанными с весной и плодородием. Не только в Германии, но и по всей Западной Европе в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечаются праздники, восходящие к дохристианским временам. Примерно в это же время отмечается и Белтайн (или Белтейн), который также очень популярен в кругах современных язычников.

Белтейн — кельтский праздник начала лета, в ирландском, шотландском и некоторых других гэльских языках так называется месяц май. Существует несколько интерпретаций этимологии названия данного праздника. Одной из самых популярных является идея, что название "Белтейн" переводится как "огонь Бэля" (где корень -tene означает "огонь"), то есть финикийского бога Ваала. Характер этого праздника связан, в первую очередь, с культом Солнца.

Читайте также: Новый год русичей: мартовские "овсеньки"

 

Мотив разжигания огня наблюдается у всех кельтских народов. По поверьям, костры защищали людей от чумы, заразы и несчастий, семья уносила головешку от костра Белтейна в дом, чтобы там разжечь собственный очаг. Во время розжига участникам ритуала запрещалось иметь при себе железные предметы: с этой целью мужчины выворачиваликарманы, показывая, что они пусты. Чтобы обеспечить себе урожайный год, валлийцы пекли специальные лепешки из овса и бурой муки. Лепешки разламывались на четыре части и клались в маленькую сумочку; каждый из присутствующих должен был вытащить по куску. Тот, кто вытаскивал кусок из непросеянной муки, три раза перепрыгивал через костер и трижды пробегал между двух огней. Часто в этот день сжигали детенышей скота, чтобы уберечь остальную скотину.

Есть довольно обоснованная гипотеза о некогда приносимых человеческих жертвах. Жертва определялась точно так же, путем жеребьевки — кто вытащит особый кусок лепешки. В этот же день принято было наблюдать за восходом солнца. Разумеется, современное празднование Белтейна далеко ушло от древнего. Для многих язычников этот день сводится исключительно к разжиганию костров и гуляниям в кругу единомышленников.

Говоря же о славянских майских праздниках, в первую очередь среди них стоит выделить так называемый Егорий вешний (или Егорий волчий), другое название этого праздника — Юрьев день, Ярило вешний, который празднуется 6 мая (по новому стилю). Конец апреля и начало мая — дни особого почитания Ярилы, сопоставляемого с западнославянским Яровитом, который рассматривается как бог, в том числе и войны. Хотя Георгий — это один из любимых святых у восточнославянских народов, многие ученые-фольклористы (Б.А. Рыбаков, В. Н. Топоров, В. В. Иванов и другие) считают, что есть веские основания для проведения аналогии между святым Георгием-Юрием и Ярилой.

Обрядовый вариант Егория-Юрия близок и к языческому Яриле (кстати очевидна и фонетическая близость имен). Святой Георгий считался покровителем земледелия и диких зверей. Три бога — Род, Велес, Ярило — образуют так называемый Триглав (дед-отец-сын или старый-зрелый-молодой). Каждый из них олицетворяет сексуальную и творческую энергию, только на разных уровнях. У Ярилы это самая низшая, животная форма, его призывают, чтобы оплодотворить женщину и землю. Считается, что святой Георгий в этот день "отмыкает землю", иначе говоря, оплодотворяет ее.

В славянском фольклоре Егорий известен как повелитель змей, но гораздо больше — как господин волков. Согласно одной из легенд (у которой имеется параллели у сербов и болгар), как-то раз пастух, заметив под дубом примятую траву, забрался на дерево, чтобы узнать, что же тут происходит. Он увидел, как скачет верхом Георгий, а за ним бежит множество волков. Остановившись у дуба, Георгий стал рассылать волков в разные стороны. Под конец к нему подошел старый хромой волк и спросил, кого ему есть, а Георгий указал на того, кто "на дубу сидит". Через два дня пастух встретил свою смерть в зубах волка.

Читайте также: Егоза, помощник и кудесник

Так, один среднерусский обряд велит старшему в семье перед выгоном скота сходить на луг до зари и "выкликать волка": "Волк, волк, скажи, какую животину облюбуешь, на какую тебе от Егория наказ вышел?". Затем он хватал в овчарне овцу наугад, закалывал ее, а ее ноги и голову кидал в поле. На востоке Балкан на Юрьев день приносили в жертву ягненка.

Известно, что праздник Троицы введен в церковный обиход в начале XV века — тем не менее, исследователи единодушны во мнении, что и этот праздник имеет дохристианские корни. Он длится неделю и включает ряд действий, нацеленных на почитание живой природы и обеспечение урожая. Семик празднуется в четверг перед Троицей и имеет ярко выраженную поминальную обрядность. В этот день полагается поминать всех усопших, включая тех, кто умер "неправильной" смертью — самоубийц.

Поминальный день семиковой недели (суббота) был тесно связан с образом русалок, в котором одни видят воплощение духов природы, а другие — души предков. Русалии — игры в честь русалок — тесно переплетаются с ярилками и похоронами Ярилы. Во многих средневековых источниках осуждался обычай "плясати в русалиех", то есть надевать маски животных, играть на гуслях и петь "бесовские песни". В северной Болгарии и северо-восточной Сербии группы людей ходили от села к селу, чтобы магическим образом излечивать людей, заболевших "русальской" болезнью. Происходило это в течение недели, следующей за Троицей. Восточные славяне приурочивали к Русальной неделе обряд проводов русалки. Группа девушек наряжали избранную "русалку", надевая на нее венки и увешивая зеленью, и поздно вечером в последний день Русальной недели выводили ряженую за село к реке (в поле или на кладбище). Там с "русалки" срывали венки, бросали их в воду или в костер и разбегались, чтобы не догнал вредоносный дух.

Троица и Духов день были последним сроком, когда запрещались любые действия, могущие потревожить или оскорбить Мать-землю: нельзя было вбивать колья, бить палкой по земле, ругаться. Существуют также областные поверья, по которым считалось, что в Семик отмечает именины сама Пресвятая Богородица, которая заменила образ Матери Сырой Земли. Вслед за Семиком наступали три великих дня, когда люди чествовали три великих силы: воду, землю, лес, которые также почитались именинниками.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Президент Трамп ужесточил санкции против Северной Кореи
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
СМИ: какие "топовые" банки ждет банкротство
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
"Яблоко" предлагает России смириться
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев