На прошедшем в Москве Архиерейском Соборе было принято решение рукополагать неженатых мужчин в священники только в исключительных случаях. Предпочтение будут отдавать тем кандидатам в священнослужители Русской православной церкви, которые состоят в браке или приняли монашество. Будет учитываться и уровень образования желающих принять священный сан.
"Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная", — сказано в принятом в четверг документе Архиерейского Собора, текст которого опубликован на официальном сайте Московского Патриархата.
Согласно этому решению иерархов Русской церкви, "хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора "О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии" от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода "О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста" от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и "по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа".
"Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское, академическое или иное высшее богословское образование, признаваемое таковым в Русской Православной Церкви. В случае если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, Патриаршем или архиерейском подворье, многоштатном городском приходе или монастыре по благословению правящего архиерея и под его общим контролем, а также под руководством опытного священнослужителя", — отмечено в документе.
Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия при этом монашеских обетов, теперь полагается включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.
Рукоположение в священный сан неженатых мужчин никогда не было для Православной церкви традицией. В России первый целибатный православный священник появился только в XIX веке. До той поры в священный сан возводили только либо женатых мужчин — "белое духовенство", либо монахов — "духовенство черное".
В древней Церкви до IV века и в сан епископа, и в сан священника возводили женатых людей, но для них сразу было признано обязательным единобрачие. "Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж", — писал апостол Павел в своем послании к Тимофею. Но к концу VII века после долгих споров Церковь на Востоке и на Западе приняла различные решения о том, состоять ли священникам в браке.
На Востоке был окончательно утвержден принцип женатого священства. "Если кто-либо будет говорить о женатом пресвитере, что не подобает приобщаться жертве, которую он приносит, да будет анафема", — гласит 4-е правило Гангрского собора. "Да не отринет епископ, или пресвитер, или диакон своей жены под предлогом благочестия; но если он от нее откажется, да будет отлучен", — предписывает 5-е Апостольское правило.
На Западе же решением Эльвирского собора, а также папы Римского Сириция в 386 году священникам был предписан целибат. Принцип безбрачия католического духовенства позже утвердили папа Григорий VII в 1075 году, Первый Латеранский Собор в 1123 году, энциклика Mirari Vos папы Григория XIV в 1834 году и энциклика Qui Pluribus Пия IX. На Западе считали, что целибат играет важнейшую роль для миссионерства, так как неженатого священника гораздо проще отправить проповедовать в любой конец света, чем обремененного семьей.
Тем неменее,женатыесвященникиещевстречалисьвТемныевекавЗападнойЕвропе.ЦелибатбылвведеннатерриторииФранкскогогосударстватолькоприКаролингах,авдругихземляхЕвропы—ещепозже,вовторойполовинеXIвека.ОбязательныйцелибатдлясвященниковАнглиинасильноввелВильгельмЗавоевательв1066году.
Летом прошлого года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион выразил надежду, что придет время, когда католическим священникам разрешат обзаводиться семьями.
"Я думаю, что рано или поздно в Католической церкви тоже будет введено женатое священство, потому что в этом нет никакого новаторства", — сказал владыка в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24", отвечая на вопрос о том, не ждет ли Православную церковь то, что происходит у католиков, — скандал со священниками-педофилами.
Митрополит Иларион напомнил, что в древней Церкви священники и даже епископы были женатыми. По его мнению, наличие женатого священства "минимизирует те проблемы, которые существуют и остро стоят сегодня в Католической церкви".
С призывом к папе Римскому Бенедикту XVI отменить обязательный целибат для священников примерно в то же время обратились многочисленные итальянские женщины, которые вступали в близкие отношения с католическими священниками и монахами и имеют от них детей. Однако Бенедикт XVI строго отстаивает "принцип святого целибата". В то же время некоторые католические иерархи, например, архиепископ Венский кардиналом Кристоф Шёнборн, считают, что отмена целибата помогла бы сократить случаи сексуальных домогательств со стороны священников, в том числе к детям.
Восточные отцы Церкви всегда относились к супружеской близости как к естественной и неотъемлемой части жизни человека. "Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие…" — писал святитель Иоанн Златоуст. Полное воздержание от интимных отношений на Востоке считали возможным только в контексте монашеского подвига, когда естественное "разжжение плоти" умерщвляется строгим постом, продолжительными молитвами и тяжелой физической работой. Тем же, кто не принимал монашеских обетов, предписывался брак.
Некоторые современные подвижники благочестия, в частности, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и монах Паисий Святогорец, считали безбрачную жизнь в миру недушеполезной не только для священников, но и для мирян. Своим духовным чадам они советовали лет до двадцати четырех - двадцати пяти определиться с выбором жизненного пути: либо создать православную семью, либо поступить в монастырь. "Или смолоду женись, или рано постригись", — шутливо замечал отец Паисий.
Некоторые современные молодые люди, мечтающие стать священниками, хотят избрать для себя целибат как самую удобную и наименее аскетичную форму жизни. Ведь для целибатного священника не обязательны те строгости поста и молитвы, которые исполняют монахи: можно есть мясо, подольше спать, посещать места мирских развлечений. В то же время целибат не обременен семьей и мобилен не меньше монаха. Но именно такая мотивация часто приводит к плотским падениям: ведь если сытнее есть и дольше спать, да еще бывать там, где легко найти себе подружку, впасть в грех гораздо проще. Как раз во избежание подобных историй практику рукоположения неженатых мужчин Архиерейский Собор решил свести к минимуму, а также поднять для целибатов возрастную планку. Так что целибатный мачо-мэн, рукоположенный в священники, но не постриженный в монахи вдовец из недавно показанного на телеканале НТВ фильма "Настоятель", вряд ли когда-нибудь появится в реальности.
Читайте самое интересное в рубрике "Религия"