Вадим МИХАЙЛОВ — о подземной войне и о том, как диггерство связано с наукой

Экскурсии под землю в последнее время стали очень популярны, ведь большинство из того, что находится там, является загадкой для обычного человека. Тенденция на подобного рода экскурсии с каждым днем становится более очевидна: все чаще реклама походов под землю стала появляться в Интернете. Вадим Михайлов — основатель и лидер движения диггеров России, руководитель аварийно-спасательного отряда "Диггер-спас" и Центра подземных исследований "Диггеры планеты Андеграунд". В первой части интервью легенда диггерского движения рассказал читателям об опасностях, которые ждут непрофессионалов при самостоятельных путешествиях под землей. Во второй части было рассказано о статусе диггеров в России, о необычных случаях во время подземных экспедиций и о том, как им удается помогать спецслужбам. "Правда.Ру" публикует третью, заключительную часть интервью, в которой Вадим Михайлов рассказал о подземной войне с тысячами погибших и о том, как диггерство связано с наукой.

— Как вы думаете, почему подземный мир так привлекает людей? Что они стремятся там отыскать? О каких-то уникальных находках последнего времени можете рассказать?

— Уникальное у нас сплошь и рядом, но я не хочу плодить новые жертвы. Это же будет еще один шаг к тому, чтобы они туда лезли. Запретный плод сладок. Люди все равно туда будут проникать, а с поддержкой СМИ эта проблема усугубляется.

Мне бы хотелось верить, что есть люди и среди олигархов, и среди депутатов, которые понимают, что надо вернуть доброе и порядочное диггерство, вспомнить подвиг в "Норд-Осте", вспомнить многочисленные подвиги после терактов, консультативную работу диггеров, чтобы далее обозначить это и дать возможность молодежи делать это правильно. Поверьте мне, тут же начнет формироваться новое поколение очень опытных, правильных диггеров, равно как и чиновников. Не будет этой мерзкой размазни. Ведь мы же говорим не просто о какой-то номенклатуре ЖКХ и экономике, мы говорим о романтике, о человеческих добрых чувствах, которые можно исказить, извратить, и совершенно неверно направить человека.

Например, многие люди в армии, институтах, интересуются диггерством как повышением уровня своего профессионального мастерства. То есть наше движение можно воспринимать как творческую деятельность и еще один маленький шаг в объемном воспитании личности.

— В какие научные области вы могли бы привнести полезный вклад?

— Нам очень много есть чего сказать историкам. Те находки, которые есть у нас, видят на моих творческих вечерах десятки, сотни людей. А должны бы видеть тысячи. Наши большие пресс-конференции видимо ударили по интересам музеев: оказалось, что очень невыгодно подобного рода предметы показывать, так как это ударяет по археологии. А мне кажется, тут все с ног на голову перевернуто; я считаю, это наоборот поддерживает интерес к музеям и обогащает личность. Увидев такие артефакты, уверен, многие задумаются, что история была другая, прошлое станет ближе, а не будет таким туманным.

Своими находками мы доказали, что Россия — например, Москва — гораздо более древняя, чем о ней имеют представление. Наша цивилизация древнейшая, уровня Египта. А еще мы знаем, что была страшная подземная война, там тысячи павших. Была и окопная война. Она сыграла очень важную роль и в Первой мировой, и в окончании Второй мировой. Тему замылили, но это очень неправильно. Зачем это умалчивать? Можно было бы долго описывать эти находки-доказательства, но лучше показать. Я думал, что это можно делать в результате пресс-конференций, но нам не дали.

А молодежи все равно интересно. На этом их интересе играют сейчас коммерсанты, используя других проводников. Против нас начали разворачивать контрдвижение внутри Интернета. Это не потеря нашего сообщества, это горькая утрата. Я бы хотел, чтобы нынешнее поколение общалось с метрами и училось у них. Тогда, может быть, государство, победив недоверие, видя реальную пользу, которая есть, даст возможность нового витка в движении диггерства. Я не говорю, что оно станет обязательным в рамках школы, но какие-то программы ОБЖ с присутствием диггерства не помешали бы (выезды в пещеры под руководством правильных инструкторов, работа в клубах, музеях), все это могло бы сильно помочь. У нас нет никакой спасательной, военной подготовки сейчас. Она давно стала рутиной, всем надоела. Это тут диггерство выступает в роли массового искусства.

Много чего можно рассказать молодежи: усиливать уроки истории, уроки ОБЖ, географии. Подземное пространство может не только заманивать, но и одаривать за это знаниями. А пока мы все плодим запретный плод. Чем больше запрещаем, тем больше будет романтиков, которые захотят посмотреть, что же там внутри, что за поворотом.

Я понимаю их очень, я начал это все в память об отце, который брал меня в метро, когда мне было 5 лет. Я увидел этот подземный мир и понял, что вся планета это единое метро. Для меня это выглядело, как порталы между мирами, такими они и оказались в результате, но только через десятки лет.

Все поколения диггеров должны были работать с нами, и к этому все шло. Одно поколение уже выросло такое. Но дальше разочарование. Я хочу предупредить всех, у "Диггер-спас" настоящих своих аккаунтов в Интернете нет. Нам пришлось удалить свой сайт, потому что появилось столько псевдосайтов, что для выживания нам нужно было туда вкладывать огромные деньги, ресурсы и трудозатраты, чтобы отмываться от обвинений и развенчивать мифы бесконечно. Поэтому мы себя и прикрыли - по просьбе спецслужб и по личному философскому убеждению "монахов в миру". Нехристиане, люди, не понимающие в духовном, не поймут, они от этого далеки, их больше привлекают темные стороны диггерства. А эти темные стороны ведут в совершенно другое измерение, совершенно в другой опасный мир.

Я романтику подогревать готов только законно, в рамках обучения. А позитивный настрой есть, его дают граждане самых разных национальностей, которых я встречаю каждый день. Я постоянно чувствую большую поддержку моих коллег и масс народа. И это хорошо. Это значит что не все потеряно, это значит, что мы сможем помогать президенту, помогать нашей великой стране. Для нас это очень важно. Романтика ли это? Считайте, что это вечная романтика людей, которые всегда будут чем-то не удовлетворены, всегда будут ожидать новых открытий.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Обсудить