Археологи нашли на дне Выборгского залива знаменитый шведский фрегат "Упланд"?

Участники подводно-археологической экспедиции общества "Память Балтики" завершили работы в Выборгском заливе Ленинградской области. Об этом сообщил в пятницу начальник и научный руководитель подводно-археологической экспедиции общества "Память Балтики", контр-адмирал запаса Константин Шопотов.

 

 По словам Шопотова, работы, которые археологи в 2003 году посвятили 300-летию Северной столицы, были очень сложны: их затрудняли постоянный ветер и низкая температура воды - на глубине 12 метров, куда погружались водолазы, она едва достигала 6 градусов тепла.

 

 Однако, по мнению Шопотова, "большим плюсом исследований было то, что впервые за все годы существования экспедиции в распоряжении археологов находился гидролокатор бокового обзора, позволяющий провести предварительное исследование дня".

 

 Экспедиция вела работы в Выборгском заливе в районе балки Пааслуота, где в 1995 году "Памятью Балтики" был обнаружен шведский линейный корабль "Ловиса Ульрика", затонувший 22 июня 1790 года в ходе Выборгского сражения.

 

 Согласно планам, обнаруженным в Российском государственном архиве ВМФ, в этом районе затонули еще несколько шведских кораблей, в числе которых - 44-х пушечный фрегат "Упланд".

 

 После того, как гидролокатор показал, что в этом районе на дне находится какой-то большой предмет, обозначенный на карте как затонувший фрегат, водолазы погрузились на дно.

 

 "Поднятые 2 стрингера свидетельствуют, что этот корабль высокого ранга, скорее всего, что это и есть "Упланд", - отметил Константин Шопотов.

 

 Наиболее интересная находка ждала специалистов неподалеку от бухты Дальняя. Там было обнаружено деревянное парусное судно. Находки и знания специалистов говорят о том, что это российское судно, заявил начальник экспедиции. Погрузившихся к находке водолазов поразила конструкция корабля.

 

 "Она не была похожа на конструкцию ни одного из изученных в ходе 13-летней работы экспедиции шведских кораблей", - отметил Шопотов.

 

 Кроме того, обнаруженный парусник был создан из иного дерева: при его строительстве использовался не дуб, как это было при сооружении шведских кораблей, а сосна. Однако точно определить возраст, породу древесины и другие параметры предстоит специалистам - фрагменты дерева, поднятые со дня, будут переданы для проведения анализа, отметил Шопотов.

 

 Обнаруженный на дне парусник был грузовым судном: на его борту находились хорошо обработанные гранитные блоки. Возможно, что они происходят из каменоломней, расположенных недалеко от бухты Дальняя, где еще в первые годы строительства Петербурга добывался гранит, который обрабатывался и отправлялся в новую столицу.

 

 Скорее всего, парусник вез гранит на строительство Петербурга и затонул в самый начальный период возведения Северной столицы, отметил Шопотов.

 

 Все поднятые находки отправлены в музей подводной археологии, который располагается в Комендантском доме Выборгского замка. Кроме того, был проведена подводная видеосъемка обнаруженных кораблей.

 

 Если позволят обстоятельства, еще этим летом археологи планируют вернуться к своим находкам и провести их более детальное исследование, отметил Шопотов.

РИА 'Новости'

Обсудить