ПневМАНИЯ, или репортаж с повязкой на голове

Дыхание затрудненное, уши оттопыренные, вся нижняя часть лица в испарине, обзор сужен. Это не симптомы новой заморской болезни, а описание состояния человека, проходившего по улице в повязке десять минут. Несладко же приходится сейчас выходцам из стран Юго-Восточной Азии. Их участь на себе прочувствовали корреспонденты "ЗК".
ТОЛЬКО мир попривык к наличию неприятной вещи под названием СПИД, как на человечество свалилась новая напасть — атипичная пневмония. Все страны гудят об эпидемии, заготавливают средства защиты, скупают повязки. Кроме того, в европеоидных странах население стало сторониться выходцев из Азии. Их не пускают в рестораны, люди стараются десятой дорогой обходить китайские кварталы, в общем, народ страдает только из-за своего разреза глаз. Происходят ли подобные явления в многонациональном Ярославле? Чтобы это проверить, мы в очередной раз пошли в народ.

ДЕПУТАТЫ СОВСЕМ НЕ БЕРЕГУТСЯ

Маска одноразовая по цене 6 рублей 40 копеек. Это простейшее изделие индивидуальной защиты в ярославских аптеках мы нашли далеко не с первой попытки.
- У вас есть марлевые повязки? — спрашиваем у фармацевта.
- Нет, все раскупили.
- Неужели люди боятся атипичной пневмонии?
- Да просто в школах недавно проводилась "Зарница", вот и скупили все наши запасы.
В другой аптеке нам сказали, что у них были повязки, по своей конфигурации напоминающие шапочки террористов с прорезями для глаз, но и они закончились еще в период эпидемии гриппа.
Искомый товар мы нашли в аптечном киоске, расположенном в здании думы Ярославской области. Раскорячившаяся тесемками, над кассой покачивалась голубая повязка. Пока отсчитывались деньги, завязалась беседа. Выяснилось, что ватно-марлевые повязки, известные всем с уроков гражданской обороны тем, что во время ядерного взрыва их нужно было нацепить на положенное по инструкции место и медленно ползти в сторону кладбища, сейчас не выпускаются. Вместо них делают одноразовые, которые через день носки должны отправляться в мусорное ведро. На вопрос "А что, через день повязка перестанет нас защищать?" мы так и не получили внятного ответа. Всего в киоске было десять повязок, пять из них опять-таки скупили во время гриппа, а остальные пять приобрели мы. Такая крупнооптовая партия не вызвала у провизора удивления.
- Что ж у вас так вяло идет повязочная торговля?
- Так ведь у нас только те, кто обедать приходит в столовую, да Они... — женщина неопределенно кивнула в сторону лестницы. Под "Они" подразумевались депутаты.
- Совсем не берегутся, — посетовала на безалаберность народных избранников сердобольная продавщица лекарств.

ПУСТЬ РУССКИЕ ПОВЯЗКИ НОСЯТ

С партией повязок мы отправились на Центральный рынок. Китайские товары, большая скученность народа... Мы надеялись, что здесь у нас вся партия защитных средств и разойдется.
- Не желаете приобрести маску одноразовую? — перед нами стояла продавщица с большим кошельком-сумкой на пупке.
- А зачем?
- Так ведь атипичная пневмония буйствует в мире, а вы вроде как в зоне риска работаете. В Благовещенске повязок в аптеках уже не купить. А мы вам прямо с доставкой на рабочее место предлагаем. Возьмите по дешевке.
В глазах собеседницы загорелся вялый интерес, но тут же потух.
- Будем надеяться, что до нас не дойдет. Тем более у нас на рынке китайцев нет. Только одна вьетнамка.
Видимо, женщина не знала, что, несмотря на то что основной очаг эпидемии находится в Китае, во Вьетнаме уже заболели более 60 человек и пятеро умерли.
Не ведала об этом и единственная вьетнамка на рынке, торговавшая спортивными костюмами и джинсами.
- Это русским повязки нужны, а не мне, я не болею, — только и успела она нам сказать перед тем, как выпорхнула из своего текстильного гнездовья, словно встревоженная охотниками куропатка, убегая от вспышки фотоаппарата. Азиатская торговка побежала жаловаться на нашу бестактность своей соседке-цыганке. А та, выслушав быстрое лепетание коллеги, посмотрела на нас таким недобрым глазом, будто хотела навести порчу. Зато подружка вьетнамки, мирно поедавшая мороженое, лежащее на тарелочке прямо на продаваемых джинсах, рассказала, что ее товарку, с тех пор как началась вся эта шумиха вокруг пневмонии, уже достали. Все косятся, пристают с расспросами.

МЫ НЕ КИТАЙ

Ярославский рынок возле "Северохода" известен не только товарами по самым дешевым ценам в городе, но и обилием продавцов с азиатской внешностью. Конечно, любой живо интересующийся историей нашего города скажет, что большинство из них вьетнамцы, заполонившие Ярославль еще лет двадцать назад. Они приехали работать на моторном заводе, пахали там не хуже коммунистов-стахановцев, из-за чего руководству предприятия даже пришлось пересматривать все трудовые нормы.
- Не-не, мы не Китай! — несколько вьетнамских братьев и сестер окружили нас и галдели наперебой. — Мы из Вьетнам. Мы давно русский.
- А товары ваши разве не китайские?! — мы сделали строгие лица и достали из сумки маски. — Вот, приобретите на всякий случай несколько штук, отдадим по дешевке.
- Не-не. Мы другой, мы не с ним.
Дальше шла почти непереводимая игра русско-вьетнамских слов. Но кое-что мы все равно поняли. Оказалось, что все наши новые знакомые — Мам, Тоа, Антон и прочие — приехали в Россию как минимум два года назад. Некоторые, как симпатичный Мам, успели жениться на русской леди и обзавестись детьми. Другие, как Антон, уже давно позабыли свое еле произносимое имя и зовутся на русский манер. Раньше они действительно работали на моторном, перестройка заставила их встать за прилавок. А после 1998-го вьетнамцы возят товар лишь из Москвы, где покупают его у таких же вьетнамцев. Причем китайцы — их главные конкуренты. Поэтому отношений с ними дети Ханоя не поддерживают, наоборот, вытесняют со своей территории.
- Не, здесь китайцев нет. Где-то на Толбухинском рынке лишь один остался, — открыл нам страшную тайну Антон.
Естественно, все они отказались от масок. Зачем нужны эти марлечки с веревочками, если якобы нет никакой возможности заразиться? Более того, бедных маленьких вьетнамцев уже замучали всякими там подозрениями. Каждый день, по их словам, санэпиднадзор бегает, воздух проверяет, некоторые русские шарахаются. Нет, вьетнамец пневмонию не привезет в Ярославль.
А вот их сосед по прилавку Михаил, работающий на рынке в паре со своей миниатюрной женушкой, считает, что береженого Бог бережет. Потому каждое утро перед традиционной процедурой развешивания товара он надевает перчатки:
- Кто знает, откуда эти штаны и куртки. Лучше к ним не прикасаться. Но маска мне не нужна. Если что, я курточкой рот прикрою.
Отказались купить маски и другие русские продавцы-североходцы. Отдельные личности даже перчатками и курточкой пренебрегают. Мол, зачем нам все это нужно, свой брат вьетнамец — и точка.
О беспочвенности панических настроений поведал и директор рынка Сергей Анатольевич Молчанов:
- Понимаете, существует даже естественная защита ярославцев от атипичной пневмонии. В последнее время жителям Юго-Восточной Азии стало накладно ездить домой. В тысячу долларов обходится поездка во Вьетнам. А потому этой зимой никто из вьетнамцев не встретил Новый год на родине. Китайский товар составляет примерно 90 процентов от всего имеющегося. Вьетнамцы везут только маленькую часть от этого. А большей частью китайских товаров торгуют все те же русские или азербайджанцы. Все они ездят в Москву в одном автобусе, шмотки берут на одних и тех же рынках.

СДЕЛАЮ ИЗ ЛИФЧИКА

- Бабулечка, новости смотрите? Вдруг чего приключится, купите масочку.
- Да я и сама могу сшить, ничего, переживу как-нибудь. А знаете, недавно я уже было подумала, что все, крышка, заражусь точно, — пенсионерка Августа Михайловна явно была рада, что мы ее остановили и появилась возможность поболтать.
Переходя на шепот, она поведала нам "страшную" историю. Заболела ее подруга: жутко кашляла, температура не опускалась, даже в больницу женщину увезли.
- Ей-богу, думала пневмония, испугалась, ой-ой-ой. Но, к счастью, все обошлось.
Да уж, к счастью. Быть может, и среди мужчин есть в меру мнительные и осторожные индивидуумы.
- Да зачем мне защита на рот, самое главное там, ну вы меня понимаете?! — мужчина ну очень преклонных лет был с нами откровенен. И мы его действительно понимали: весна, обострение, в природе бурление.
- Если что, возьму у подруги лифчик и сделаю из него. Класс! Я такое по телевизору видел.

СВЕРЛИЛИ ПАЛЬЦЕМ У ВИСКА

Каемся, но убедившись в том, что люди в городе мало озабочены такими далекими проблемами, как атипичная пневмония, мы попытались создать мини-панику в одном отдельно взятом троллейбусе. И были разбиты на голову здоровым пофигизмом ярославцев.
Картина маслом: в салон заходят две девицы в повязках, садятся и начинают время от времени кашлять дуэтом. Это обстоятельство не остановило отважную кондукторшу от выполнения своих должностных обязанностей. Она бесстрашно взяла у нас протянутую десятку за два билета. На этом ее героизм не закончился — женщина села не на свое законное место, которое "просьба не занимать", а рядышком с нами, на соседнее сиденье. Лишь через остановку она подняла свое бренное тело с кресла и поплелась в другой конец салона.
Не слишком многочисленные пассажиры косились на нас, но сломя голову из троллейбуса никто не выскакивал. Хотя по лицам было видно, что попутчики мысленно сверлят пальцем у виска в наш адрес. Зато за окном троллейбуса был полный ажиотаж. Люди, видя замаскированные лица в окне проплывающего мимо троллейбуса, расползались в широченных улыбках и тыкали в след пальцами. На остановке в окно, рядом с которым мы сидели, с улицы уткнулся кулак с поднятым вверх большим пальцем. А потом хозяин кулака, молодой парень, вбежал в салон. Нам он ничего не сказал, а вот в компании своих друзей поделился впечатлениями: "Они бы еще противогазы надели!" Что ж, и такое бывало в нашей журналистской практике. Напоследок после очередного кашельного запева мы как бы между собой, но так, чтобы было слышно хотя бы близсидящим, произнесли: "Чтоб мы еще хоть раз в этот Китай поехали!" Никто даже не обернулся.
Короче, пока гром не грянет, наш ярославский мужик не перекрестится. Вывод напрашивается сам собой: народ у нас заражен лишь одним вирусом. Вирусом здорового пофигизма. Хотя кое-что об атипичной пневмонии знать не мешало бы.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Как нам сообщили в областном центре госсанэпиднадзора, во все регионы из Москвы было разослано письмо о работе с населением. Основная мысль этого документа — население должно проявить сознательность и воздержаться от поездок в Китай, Гонконг и даже в такую, казалось бы, благополучную Канаду. Но запретить турагентствам продавать путевки в опасный регион никто не может. К тому же цена путевок снизилась на порядок, так что падкие на халяву россияне покупаются на этот трюк.
Лабораторная диагностика атипичной пневмонии проводится только в Москве. Но если у человека, вернувшегося из стран Юго-Восточной Азии, через несколько дней поднимается температура до 38 — 39 градусов, появляется сонливость, слабость, затрудненное дыхание, кашель, то у него сразу же берут все необходимые пробы для выявления вируса. Но идти в поликлинику в таком состоянии нельзя — по дороге можно заразить кучу народа, а потом еще и сидя в очереди. О подобных симптомах нужно сообщить врачу по телефону и обязательно сказать, что человек недавно вернулся из-за границы. В Ярославле в инфекционной больнице N 1 уже готовы несколько боксов для приема больных. Персонал прошел спецподготовку.

Екатерина ШКЛОВСКАЯ, Анна ШОМИНА

Источник:
"Золотое кольцо"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить