Вспоминая Кагана….

В Москве завершился IX Московский международный музыкальный фестиваль "Посвящение Олегу Кагану" - в память о замечательном музыканте-скрипаче. Фестиваль прошел в девятый раз и был организован Московской государственной филармонией, Московской консерваторией им. П.И. Чайковского и Фондом Святослава Рихтера.

Олег Каган был уникальным скрипачом последней трети ХХ века. Ученик Бориса Кузнецова и Давида Ойстраха, он - в 1965 году - выиграл Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса, а ещё через год стал лауреатом второй премии III конкурса имени Чайковского, после чего одержал и убедительную победу на конкурсе имени Баха в Лейпциге.

Близкий крупнейшим музыкантам своего времени — виолончелистке Наталье Гутман (ставшей впоследствии его женой), альтисту Юрию Башмету, скрипачу Виктору Третьякову, пианистам Елизавете Леонской, Алексею Любимову, Элисо Вирсаладзе - Олег Каган совместно с ними играл в камерных ансамблях на фестивале Кумо в Финляндии и на собственном летнем фестивале в Звенигороде.

Что уж говорить о прославленных дирижерах-партнерах русского музыканта - Серджиу Челибидаке, Риккардо Мути, Вольфганге Заваллише, Кирилле Кондрашине…

Однако, совершенно особенное место в жизни Олега Кагана имел творческий союз с великим Святославом Рихтером, который начался в 1969 году и продолжался почти 20 лет, подарив слушателям незабываемые концерты и оставив нам уникальные записи ансамблей Моцарта, Чайковского, Хиндемита, Берга.

В репертуар музыканта входили и сочинения современных авторов, редко исполнявшихся в то время в СССР: Хиндемита, Мессиана, композиторов Новой венской школы. Каган стал и первым исполнителем посвящённых ему произведений Альфреда Шнитке, Тиграна Мансуряна, Софии Губайдулиной.

Противостоя смертельному недугу, Каган находил в себе силы выступать до самой смерти. Так, совсем незадолго до кончины, он в Зальцбурге исполнил вместе с Юрием Башметом гениальную Sinfonia Concertante Моцарта.

Воистину так сыграть можно было лишь раз в жизни. К счастью, это легендарное исполнение запечатлено на видеозаписи.

Последнее выступление Олега Кагана состоялось за три дня до его смерти – 11 июля 1990 года, на организованном им летнем фестивале в немецком городе Кройте, где он участвовал в исполнении кларнетового квинтета Моцарта. Олег Каган стал вообще одним из самых интересных исполнителей Моцарта своего времени. И как-то символично, что с Моцарта началась слава музыканта-Кагана, и с Моцартом он и ушел из этого мира.

В концерте в Малом зале консерватории в сонатном вечере выступили Наталья Гутман (виолончель) и Вячеслав Попругин (ф-но). Были исполнены Соната №4 до мажор Людвига Ван Бетховена, “Arpeggione-Sonata” ля минор Франца Шуберта и соната №2 фа мажор Иоганнеса Брамса.

Что и говорить, выдающаяся виолончелистка играла блистательно. Как и всегда. Мощный звук ее инструмента до предела заполнял зал, виртуозные пассажи «Арпеджионе» были совершенно безупречны. Однако, кульминацией концерта стало исполнение Второй сонаты Брамса, взволновавшей самой фактурой великолепного виолончельного звука, мощным, необычайной красоты низким регистром.

На «бис» прозвучали произведения Роберта Шумана, а также виртуозное и искрометное Скерцо из сонаты Дмитрия Шостаковича.

Гутман играла на прекрасном, очень звучном, инструменте венецианского мастера смычковых инструментов Маттео Гофриллера (1659-1747), славившегося именно своими виолончелями. Русская виолончелистка не так давно приобрела уникальный инструмент, отдав свой Гварнери ученику Александру Бузлову.

Замечательный ансамбль с Натальей Гутман составил лауреат международных конкурсов пианист Вячеслав Попругин – в последнее время необычайно ярко проявляющий себя 35-летний музыкант, ставший постоянным партнером знаменитой виолончелистки.

Во всех исполненных сочинениях партии рояля выходят далеко за рамки аккомпанемента и по своей значимости и сложности не только не уступают партии виолончели, но временами выходят даже и на первый план в исполнении. Недаром все перечисленные пьесы входят в репертуар самых прославленных пианистов, выступающих в ансамблях.

Чего стоит хотя бы фортепианная партия в Арпеджионе, изобилующая прихотливыми ритмическими и темповыми переходами. Вячеслав Попругин блестяще справился со всеми техническими, а главное, со стилистическими трудностями этой фортепианной партии. Величественно и романтично – на редкость ярко - звучал рояль в сонате Брамса.

Олег Каган.
Олег Каган.

Вообще, Вячеслав Попругин заслуживает более пристального внимания со стороны музыкального менеджмента. В его репертуар входят, как сочинения композиторов-классиков, музыкального авангарда ХХ века, наших современников: Эдисона Денисова, Владимира Тарнопольского, Патрика де Клерка (Бельгия)…

Музыкант весьма многогранен и разнообразен в своих исполнительских приемах. Он уже состоялся, как настоящий, глубокий музыкант, достойный сольных программ на лучших концертных площадках Москвы, Петербурга, зарубежья, достойный и сотрудничества с ведущими дирижерами и оркестрами.

А потому давно уже пора увидеть имя Вячеслава Попругина в перечне абонементных концертов ведущих филармоний России.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить