Российское кино 2010 – прокат в провале

Наших отечественных фильмов в последнее время снимается много и на любой вкус. Они мелькают в списках лауреатов престижных зарубежных премий и идут в отечественных кинотеатрах каждые выходные практически наравне с западными новинками. Однако, по данным исследования Movie Research, 2010 год оказался самым провальным за последнюю пятилетку.

По итогам года подсчитано, что отечественные фирмы соберут не более 17% от общей кассы. Это крайне мало. Вроде бы, если смотреть новости и читать обзоры критиков, у нас все прекрасно — фильмы снимают на рекордные бюджеты. Наше кино сияет на западных фестивалях и получает высокие оценки жюри. То есть, по идее, родной кинематограф идет вперед семимильными шагами, а родной зритель просто обязан идти и смотреть картины, которые, вроде как, есть на любой вкус: и те, что призваны возродить патриотизм, и те, что просто должны помочь прекрасно и весело провести выходные.

К тому же, опросы, проведенные аналитиками, доказывают высокий уровень лояльности аудитории по отношению к отечественному кино: 24 процента так или иначе любят смотреть русские фильмы, еще 46 процентов заявили, что им все равно, в какой стране произведена картина. Но это — в общем. А в конкретном частном случае — только 3 процента постоянной аудитории (люди в возрастной группе до 25 лет) ходят в кино, чтобы оценить труды отечественных режиссеров и актеров.

Так что, что бы там ни показывали опросы, и что бы там ни говорили по поводу блестящих успехов российского кинематографа, основной факт один: зритель голосует рублем. И не в нашу пользу. Фактически все отечественные фильмы проваливаются в прокате и не окупаются. В 2010 году оправдали себя с коммерческой стороны только три картины: "Наша Russia. Яйца судьбы", "О чем говорят мужчины" и "Любовь в большом городе-2", — которые, кстати, являются вовсе не самыми грандиозными в плане затраченных на съемку средств.

Читайте также: Догилева воюет с Михалковым

А все остальные, снятые известными режиссерами и перегруженные звездным актерским составом, зрителю не интересны. Тот самый зритель, который с увлечением читает глянец, где те же самые актеры являются основными героями, на тех же глянцевых героев в кино не идет. Он идет туда на голливудский продукт, на интеллектуальные картины Европы, на тупые или, наоборот, утонченные комедии, снятые за рубежом, куда и утекают средства от сборов. Российский зритель восторженно читает в газетах о триумфе "Овсянок", но идет в кинотеатр на рядовой, набитый спецэффектами импортный блокбастер.

Фото: AP

Потому что российский зритель не верит в российский кинематограф. Зрителя слишком часто обманывали,и он больше не хочет обманываться. Кино — продукт специфический. Когда зритель идет на западный фильм любого жанра, он уверен, что увидит не шедевр, но и не будет весь фильм плеваться от происходящего на экране. Он стабильно получит свое среднее удовольствие и приятно проведет выходной.

А с российскими премьерами дело другое. Зритель уже знает, что под яркой красочной оберткой "как в Голливуде", он получит все ту же российскую халтуру "под Голливуд", которой до того же Голливуда, ой, как далеко. Что называется, пробовали — знаем! И идет на привычное усредненное качество Запада. Действительно, сколько можно любоваться на плакаты с мощным торсом Машкова ("Край"), а в итоге смотреть нечто среднее между советской героикой про сталеваров и голливудским вестерном о суровых настоящих мужиках.

В каждом направлении искусства ценится оригинальность исполнения. Свое лицо. Пусть корявое и несимпатичное, но свое. А у нашего российского кинематографа сегодня своего лица нет. Сегодня отечественный кинематограф тратит миллионы на то, чтобы тщательно и старательно копировать голливудскую улыбку. Зритель же фальшивку чует сразу — как всякая золотая рыбка, которую стараются подцепить на крючок. Но фальшивка, она не цепляет. Никакими спецэффектами, громкими пиар-кампаниями, рекламными плакатами "под" и прочей позаимствованной атрибутикой.

"Кочегар", "Темный мир", "Цветок дьявола", "Ярослав" — напрасно выброшенные деньги. А перечень-то не ограничивается этими картинами, его можно еще далеко продолжить. Более привлекательны "Брестская крепость" — последней темой, которая еще может объединить все поколения и все области России, Великой Отечественной войной, да "Овсянки" — тем, что на них поставлен европейский знак качества. И тем, что это — наше. Вот почему окупилась "Наша Раша"? Потому, что создатели фильма сняли то, что мы привыкли видеть, что зарекомендовало себя по телевидению.

Собственно, в первую очередь эта печальная статистика должна заботить отечественных режиссеров. По крайней мере тех, кому еще не удалось перебраться в Голливуд. И Союз кинематографистов России. Но, видимо, сказывается то, что отечественные режиссеры не так жестко отчитываются за неокупившиеся средства. Возможно, если бы финансовое благополучие наших маститых и признанных напрямую зависели от того, насколько зрителю понравится фильм и пойдет ли он его смотреть, неся в кассу свои кровные, то уровень отечественного кинематографа сильно бы возрос. Все-таки конкуренция — это не всегда плохо. Но, пока есть средства снимать не для зрителя, а для себя, ни о какой успешной конкуренции и речи не идет.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Российская либеральная оппозиция прокляла "предателя" Трампа
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Крымчане составят черный список "врагов народа и Крыма"
3D-моделист выиграл у госдепа дело об оружии
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Владельцы IPhone найдут себе пару быстрее, чем любители телефонов на Android
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Украинцы массово покидают родину
Как война пограничников влияет на отдых на Азовском море
Как война пограничников влияет на отдых на Азовском море
Украинцы боятся выходить из дома и готовятся к бойне
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу

Форматная встреча президентов России Владимира Путина и США Дональда Трампа вызвала прямо-таки мировой ажиотаж. Как и о чем президенты США и России договорились в Хельсинки? Почему в Иране надеялись и радовались этой встрече, но и боялись возможных соглашений? На эти и другие вопросы видеостудии "Правды.Ру" ответил известный журналист, публицист Аббас Джума.

Каких соглашений США с Россией боятся в Иране?