Технология, подобная 3D, была известна в Третьем рейхе

"Фабрика грез" уступила "фабрикам смерти"?

Австралийский кинорежиссер Филипп Мора, который собирает материалы для документального фильма о киноиндустрии Третьего рейха и нацистской пропаганде, обнаружил в Берлинском архиве два ранее неизвестных 30-минутных фильма. Ленты, снятые в 1936 году по заказу геббельсовского министерства пропаганды, сделаны по технологии, схожей с 3D.

По словам Филиппа Мора (Phillipe Mora), оба фильма сняты на 35-миллиметровую пленку с помощью двух камер или двух объективов, перед которыми, возможно, устанавливалась специальная призма.

Современного режиссера особенно поразило качество стереоскопической картинки.

«Нацисты были помешаны на документации всего и вся и старались контролировать каждый кадр изображения. Это все часть того тотального контроля, который они обрели над страной и ее народом», - приводит слова Филиппа Мора издание Variety.

Один из фильмов - мюзикл, снимался на открытом воздухе. Говорят, там есть эффектная сцена, когда в сторону зрителей летят брызги жира от жареной колбасы. Второй фильм показывает группу девушек, которые отправились на загородную прогулку.

В течение последних четырех десятилетий Филипп Мора изучает историю киноискусства в нацистской Германии. Мора автор документального фильма "Свастика" (Swastika, 1973), где зрителям впервые были показаны в том числе цветные кадры "домашней" видеохроники Адольфа Гитлера, которую с снимала Ева Браун в резиденции фюрера Бергхоф (Оберзальцберг). Вообще в фильм вошли документальные кадры, снимавшиеся в период с 1933 по 1939 годы. Гитлер предстал не монстром в человеческом обличье, а добродушным бюргером, который играет с детьми близких друзей, развлекается со своей овчаркой, пьет кофе или обедает.

Читайте также: На фоне времени снимались те семейства...

Все это вызвало резкое неприятие документальной картины «Свастика» у жюри Каннского кинофестиваля, когда ленту впервые показали в начале 1970-х годов. Со временем отношение к картине стало гораздо спокойнее. «Свастику» не только перевели в цифровой формат, но и сумели озвучить. Для этой цели были приглашены специалисты по сурдопереводу, умеющие читать по губам. Таким образом, зрители в Германии и США, где лента широко демонстрировалась, смогли «услышать» о чем говорил Гитлер в своем интимном кругу.

Фото: AP

Сейчас режиссер-документалист готовится к работе над новым проектом - о том, как нацистское ведомство пропаганды манипулировало реальностью для контроля над населением. Филипп Мора снял также следующие ленты: "Бешеный пес Морган" (Mad Dog Morgan, 1976), "Детектив Ар Деко" (Art Deco Detective, 1994), "Драгоценная находка" (Precious Find, 1996).

К новому открытию Мора интерес пока проявляют лишь журналисты. Историки кино и кинокритики ждут не только слов. Чтобы в очередной раз переписать историю создания стереоскопических фильмов, знатокам нужно один раз увидеть - а не сто раз услышать.

Заброшенные в дальний угол федерального архива кинопленки столь долгое время игнорировались исследователями потому, что на них было проставлено слово 'Raum' - одно из значений которого в немецком языке - "космос". Долгое время бобины пылились на полках, ведь хранители полагали, что речь идет о фильмах про космос (Weltraumfilm), а не о стереоскопических фильмах (Raumfilm). Поскольку 75 лет назад словосочетание «трехмерное изображение» не было знакомо ни нацистам, ни большевикам, ни заокеанским гражданам.

До этого открытия считалось, что технология стереоскопической съемки была изобретена в Голливуде в 1950-е годы. Кинофильмы не получили широкого распространения из-за дороговизны оборудования и сложности процесса съемок. Подобную технологию разрабатывали и в СССР. В 1941 г. изобретатель Семен Иванов снял фильм "Земля молодости".

В интервью "Голосу России" сотрудник Госфильмофонда, специалист по цифровой обработке фильмов Владимир Котовский сказал: "Использовалась обычная кинокамера с насадкой на объектив. Фильм снимался на одну пленку, но на кадре было записано два изображения, как будто увиденные левым и правым глазом. И эта пара изображений проходила через весь фильм. Люди смотрели его без специальных очков, - подчеркнул специалист и объяснил, как все это происходило. - Семен Иванов запатентовал свое изобретение - растровый экран.

Растровый экран представляет собой обычный экран, который мы видим на стене, но перед ним были натянуты растры - проволочки - с определенным шагом. Очень большое количество проволочек, около 30-ти тысяч! Свет, идущий от кинопроектора, при прохождении через этот растр преломлялся и создавал эффект объемного изображения. Правда, зона видимости была ограниченная: зрителю надо было поймать угол, в котором появлялось объемное изображение. Но тем не менее в свое время это был прорыв".

Давайте дождемся момента, когда сможем воочию увидеть немецкие фильмы 1930-х годов - эпоху бурного технического новаторства в мировом кинематографе.

 Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить