В чем прав Мариу Суареш. Взгляд из России на федерализацию Португалии

Призрак бродит по планете - призрак федерализма.В крупных и малых государствах, как много-, так и однонациональных, то отдельные регионы, то национальные меньшинства требуют особые права и привилегии “вплоть до отделения”. И их получают.

Например, в Европе унитарное Королевство Бельгия состоит с начала 90-х годов из трех сообществ: франкоговорящей Валлонии, фламандской Фландрии и франко-фламандской амальгамы — столичного Брюсселя. Фактически эта страна стала федерацией.

Рвутся на волю испанские национальные автономии: Стран басков (прежде всего), Каталония и Галисия. В Великобритании впервые за последние без малого 300 лет получила свой собственный парламент Шотландия, и к тому же стремится Уэльс. Вновь возродился и парламент Северной Ирландии.Канадская провинция Квебек, населенная франкофонами, стремится к полной экономической независимости. В США заявил о себе довольно экзотический техасский сепаратизм. Штат Чиапас на юге Мексики охвачен выступлениями местных индейцев, требующих национальной автономии.

Можно найти многочисленные проявления аналогичных тенденций и в других странах Европы, Америки, а также Азии и Африки. Итак, болезнь федерал-автономизации налицо. Мы говорим “болезнь”, поскольку она разъедает становой хребет современного общества — государственность.

И вот последний и довольно неожиданный пример.Правительство социалистов Португалии объявило в конце июля о начале проведения широкомасштабной пропагандистской кампании по разъяснению необходимости для страны реформы существующей в настоящее время региональной структуры Португалии.

Суть реформы состоит в разделе континентальной части Португалии на восемь автономных областей, пользующихся большой самостоятельностью, вместо нынешних 22 округов (провинций). С такой инициативой выступили правящая Социалистическая партия и Португальская коммунистическая партия. Они добились принятия соответствующего закона в Собрании республики. Оппозиция в лице правоцентристской Социал-демократической партии и консервативной Народной партии категорически возражают против введения столь радикальных изменений в действующую сейчас регионально-административную систему.

Примечательно, что и в самой правящей партии не все согласны с предлагаемой структурой территориального деления страны. Так, Мариу Суареш, бывший лидер соцпартии, в течение десяти лет занимавший пост президента страны, считает серьезной ошибкой инициативу своих коллег по партии. По его мнению, реализация этого проекта существенно ослабит связи между регионами.

“Вряд ли стоит проводить аналогию с Германией и Испанией, в которых проживают народы, различающиеся по языку, культуре, традициям, — считает Мариу Суареш. — Португалия же с момента своего создания как государства на протяжении многих веков представляет собой единую нацию”.

Бывший президент согласен с предоставлением округам определенной самостоятельности, считает оправданным существование автономных областей на Азорских островах и архипелаге Мадейра, учитывая их специфику и отдаленность от континента. Но в то же время он решительно возражает против искусственного создания своего рода “областей-республик” с “демократическими правительствами”. Суареш полагает, что в конечном счете этот процесс может привести к серьезной угрозе территориальной целостности страны.Есть и в компартии влиятельные силы, солидарные с Соарешем. Точно так же, как среди эсдеков и “народников” хватает сторонников реформы.

Меж тем некоторые предостережения Суареша уже сбываются. Португальская провинция Траж-уж-Монтеж е Алту-доуру, расположенная на северо-востоке страны, подписала договор и составила единый экономический комплекс с соседней Галисией, испанской автономией. Их объединяют схожие языковые, этно-культурные особенности и общее историческое прошлое, а разделяет весьма условная для современной Западной Европы государственная граница. Кстати, подобная ситуация беспокоит и Мадрид. Верховный суд Испании признал договор между этими территориями неконституционным. Но сам процесс интеграции через португало-испанскую границу прервать пока не удалось.

В случае, если реформа будет проведена в жизнь, Португалия превратится в федерацию “де-факто”. Чем это грозит любому государству, наглядно показал русский правовед и историк А.С.Ященко еще в начале нашего века. Он считал, что превращение унитарного государства в федеративное делает последнее переходной формой к распаду единой государственности.В конце ХХ века мы стали свидетелями событий, подтверждающих справедливость этого тезиса. Распад Чехословакии, Югославии и, наконец, Советского Союза — яркие тому примеры.

Для нас, граждан Российской Федерации, обрисованный Суарешем возможный итог административной реформы в Португалии, должен послужить предостережением. В государстве, где около 95 процентов жителей являются в подавляющем большинстве по национальности русскими или единым с ними по культуре и истории русскоязычным населением, вдруг возникают проекты создания с наряду уже существующими автономиями-республиками национальных меньшинств русских автономий-республик. Появление республики на месте Калининградской области, Уральской республики вокруг Екатеринбурга, Уссурийской с центром в Хабаровске, Приморской автономии вместо Приморского края — не что иное, как кратчайший путь к развалу России, а значит, и гибели русской нации, как таковой.

Хорошо бы если в нынешних российских верхах это осознали так же, как это осознает бывший португальский президент Марио Суареш.

Александр КУЗЬМИЩЕВ.

Автор Александр Кузьмищев
Александр Кузьмищев — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить