Прощай, субмарина. Здравствуй, чистота?

Похоже, самая главная экологическая проблема, связанная с утилизацией отслуживших свой век атомных подводных лодок российского военно морского флота, начинает активно решаться: в Северодвинске подписан акт государственной приемки стационарного берегового комплекса выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)из реакторов атомных подводных лодок, списанных из боевого состава ВМФ и подлежащих «распилке на иголки»...

 На судоремонтном предприятии "Звездочка" он уже используется по прямому назначению: "под выгрузку" ОЯТ встала АПЛ "Акула" (или, как еще принято ее у нас называть, "Тайфун"). Гигантская АПЛ с полным подводным водоизмещением около 33800 тысяч тонн под заводским номером 712 была принята в состав ВМФ в конце декабря 1983 года, и десяток лет стращала "вероятного противника" своими 24 баллистическими ракетами из океанских глубин. Всего в России было построено шесть "Тайфунов", занесенных в книгу Гинесса как самые большие подводные корабли в мире. Атомарина под номером 712 стала второй в "рекордном" семействе (всего до 1987 года в России было построено шесть "Тайфунов", но сейчас в боевом строю ВМФ осталось лишь два "плавающих"). После перестройки, когда заокеанские "супостаты" неожиданно для нас самих переквалифицировались в друзей, эта АПЛ тосковала сначала у плавучего пирса в базе подводников Западная Лица(в Заполярье, на Кольском полуострове), потом у причала северодвинского Севмашпредприятия.

 Впервые операция номер 1 (так называют выгрузку ОЯТ военные) будет проводиться гражданскими специалистами "Звёздочки". Раньше аналогичные работы осуществлялись личным составом плавучего завода перегрузчика №412, принадлежащего военно-морскому флоту. По расчётам Минатома, ввод нового берегового перегрузочного комплекса позволит значительно сократить количество выведенных из состава флота АПЛ с топливом на борту, а значит - снизить угрозу ядерной и радиационной опасности в регионе.

 Имеются также и чисто технологические преимущества. По традиционной схеме топливо из реактора субмарины сначала выгружали на специальный корабль-перегрузчик ПМ-63, затем в северодвинском военном порту в специальных контейнерах (ТУКах) загружали в спецэшелон и отправляли на завод "Маяк" в Челябинской области. Теперь ОЯТ будут грузить в контейнеры прямо на береговом комплексе, где оно будет дожидаться прихода спецэшелона. Новый комплекс построен на средства программы "Совместное сокращение угрозы" (CTR) (известной также как программа Нанна-Лугара) ставшей, по сути, главным и единственным зарубежным источником финансирования утилизации российских АПЛ. Выгрузка же ОЯТ координируется Минатомом РФ.

 После выгрузки ядерного топлива и герметизации реакторных отсеков на "Звездочке" "Тайфун" вернётся на разделочный стапель Севмаша. Вырезанные реакторные блоки спустят на воду и переведут в Сайда-губу на Кольском полуострове на базу временного хранения.

 Сейчас из состава ВМФ России, кроме заказа №712, выведены ещё два "Тайфуна". Очевидно, в скором времени они также придут в Северодвинск из базы подводников Западная Лица на Кольском полуострове.

 Вполне возможно, что заказ №712 будет последним крейсером стратегического назначения, разрезанным на американские деньги по программе Нанна Лугара. У российского же Минатома карман пуст... Увы, количество АПЛ, отправляемых в отстой с невыгруженным ядерным топливом, с каждым годом увеличивается. Это становится настоящим потенциальным экологическим бедствием для тех мест, где устаревшие атомоходы находятся на отстое в ожидании утилизации. Дело даже не в том, что старые реакторы могут разгерметизироваться, лопнуть, взорваться и так далее. Каждому мало-мальски грамотному человеку, имевшему дело с корабельными ядерными реакторами "военного образца", ясно, что еще в советские времена ВПК-шные конструкторы закладывали в их конструкцию такую "поправку на дурака",что вероятность именно такой аварии слишком мала. Проблема в другом - во времена проектирования этих самых реакторов, то есть уже несколько десятилетий назад,никто даже не задумывался об их "выходе на пенсию". Никто не знает, как поведет себя ядерное топливо в "престарелых реакторных бочках" - таких исследований никогда в России не делалось.

 Ученые могут только предполагать. Во времена лихорадочной гонки вооружений об этом не было времени думать – строили атомоходы, чтобы пугать супостата. А сейчас пилим грозные лодки на денежки бывшего «потенциального противника»…

 

  Для справки: АПЛ проекта 941 ("Тайфун").

 Водоизмещение:

 - надводное 24500 тонн;

 - полное подводное 33800 тонн.

 Ширина - 22,8 метра, длина - 175 метров, осадка - 11,5 метра, скорость - 27 узлов.

 

  Виталий БРАТКОВ,

 "ПРАВДА.Ру",

 Северодвинск

 

  На снимке: береговой комплекс по выгрузке ОЯТ уже в работе. Под краном – «Акула».

 Фото В. Владимирова

Ссылки по теме:

  Комсомольская правда:

  Норвежцы отвыкли от наших военных кораблей. Пусть привыкают

Обсудить