Андрей промежутков: ПВО страны уходит в офшор

На 15 июня у вице-премьера Ильи Клебанова намечено совещание, на котором будет окончательно решена судьба знаменитых зенитно-ракетных комплексов С-300. Судьба незавидная: два головных предприятия-разработчика объединят под контролем небольшой холдинговой структуры, на которой замкнутся все финансовые потоки. Разработку и производство, как вещи неперспективные, оставят как есть. Но без денег.

Все это будет называться ФГУП "Концерн ПВО", в который войдут два знаменитых разработчика и производителя С-300, а также других зенитно-ракетных систем "Антей" и "Алмаз", к которым "сверху" приделают холдинг "Оборонительные системы", управляющая часть которого состоит из группы в полтора десятка бывших офицеров спецслужб, а форма собственности в котором самая что ни на есть частная, вплоть до офшоров. Именно на это "ядро" и предполагается инициаторами проекта замкнуть финансовые потоки двух крупнейших экспортеров систем ПВО.

Собственно, идея такая уже витала в воздухе в бытность С.Иванова секретарем Совета безопасности, когда соответствующий проект был предложен ему тогдашним его замом генерал-полковником Московским. Руководителем "всея ПВО" намечалось поставить крупного специалиста в области политической разведки генерала Рапоту, уже возглавлявшего недолго "Росвооружение" и не сумевшего оставить серьезного следа в отечественной торговле оружием в силу того, что в курс дел до отставки его ввести так и не успели. На тот проект, после обращений ряда крупных специалистов, в первую очередь Генерального конструктора "Антея" академика, героя соцтруда В.Ефремова и научного руководителя "Алмаза" академика, дважды героя соцтруда Б.Бункина, президент наложил отрицательную резолюцию.

Теперь же на проекте указа с соответствующими сопроводительными документами в самом конце мая каким-то образом нарисовалась резолюция президента прямо противоположного содержания с требованием ускорить создание этого самого "Концерна ПВО". Фактически очень узким кругом лиц - самим Клебановым, министром Дондуковым, Московским и еще двумя-тремя персонами должен быть утвержден проект указа, который президент, судя по всему, готов немедленно подписать.

Специалисты говорят, что вообще-то система ПВО страны в части ее промышленной составляющей состоит из нескольких частей, производство зенитно-ракетных комплексов же составляет лишь часть целого. То есть в концерн, обслуживающий всю систему ПВО страны, следовало бы включить еще производителей и разработчиков автоматизированных систем боевого управления, радиолокационного оборудования, истребительной авиации и еще ряд предприятий, всего около 15, которые также производят ЗРК.

Если создавать концерн, ориентированный исключительно на ЗРК, то все равно нужно включать в него производителей фронтовых зенитно-ракетных систем типа "Бук" и дивизионных систем типа "Тунгуски". И опять те же полтора десятка предприятий, не входящих в "Антей", "Алмаз" и "Оборонительные системы", производящие те же зенитно-ракетные комплексы.

Искусственное же вычленение в отдельный концерн одних лишь разработчиков-производителей систем для ПВО страны, по мнению специалистов, может иметь лишь одну цель - оседлать финансовые потоки, идущие в эти структуры от успешного участия отечественных зенитно-ракетных комплексов на международном рынке вооружений. Однако если даже поверить, что эффективная противовоздушная оборона страны по приоритетности сегодня уступает успеху во внешнеторговых операциях, то все равно никого лучше, чем уже имеющиеся специалисты того же "Алмаза" и "Антея", нет, и взяться им неоткуда.

Чем же руководствуется руководство страны, принимая подобные решения?

Не поминая годы Советской власти, вспомним, хотя бы, что в "поздний ельцинский период" успела сложиться довольно стройная система согласований подобных решений, когда без подписи всех заинтересованных сторон никакого директивного распоряжения, не говоря уж об указе президента, появиться не могло. Это было своего рода реакцией на "ранний ельцинский период", когда по кремлевским и прочим властным коридорам шныряли юркие юноши с чемоданчиками, полными наличности, и "решали вопросы". В более поздний период вопросы тоже решались, но уже появились более сложные схемы "откатов" и взяток через безналичные переводы на офшорные компании и тому подобное. Соответственно, откровенно авантюрные решения уже не принимались, поскольку у каждой из заинтересованных сторон был свой офшор и свой интерес. Все вместе это балансировало и нередко совпадало с интересом государственным. Во всяком случае, просто "схватить и убежать" стало почти невозможно.

Со сменой власти в Кремле снова вошли в обиход "чемоданчики".

Реакцией на упрощение отношений в верховной власти стала практика подписания важных документов без согласования, пользуясь прямым доступом "к телу" ответственного лица. Режим гостайны начал охранять интересы, весьма далекие от государственных. Снова стало "все возможно". И беспредельность перспектив стала превращаться просто в беспредел...

Обсудить