Юрий Разгуляев: Киргизия хочет соединить Китай с Европой

В Пекине, на встрече руководителей Китая и Киргизии в ходе «Шанхайского форума» утвержден северный вариант железной дороги, которая соединит стальные магистрали Китая и Узбекистана. Пути пройдут через высокогорные районы Киргизии от пограничного с КНР Торугарта к южно-киргизскому городу Узгену, оттуда в Узбекистан к Андижану и далее через «кавказский коридор» в Европу.

Трасса пересечет Киргизию с севера на юг через малоосвоенные регионы. Планируется, что транзитные перевозки будет приносить республике до 250 миллионов долларов в год. Такую сумму Киргизстан пока не может получить ни от одной отрасли, включая золотодобывающую промышленность. Как заявил министра транспорта Киргизии Кубанычбек Жумалиев на специальной пресс-конференции, дорогу планируется построить к 2005-2006 годам. Он сообщил, что Китай и Киргизия уже подписали соглашение, в котором определены основные финансовые и технические детали проекта.

Министр сообщил журналистам, что в сооружение китайского участка магистрали длиной в 165 километров соседи собираются вложить 800 миллионов долларов. Протяженность же киргизского отрезка пути составит 256 километров. И обойдется, по подсчетам специалистов, в миллиард долларов. Эксперты КНР и Кыргызстана договорились электрифицировать будущую магистраль. А это означает, что отечественная энергетика в случае реализации «проекта века» получит солидных и стабильных потребителей.

Предполагается, что строительные работы на нашей территории займут 3,5-4 года. Согласно утвержденному плану, кыргызско-китайскую границу поезда будут пересекать под перевалом Торугарт: здесь пробьют 3-километровый тоннель. Причем подземное сооружение на равные части разделит граница.

По первоначальному проекту, трасса проходила через Ак-Талинский район Нарынской области. Теперь специалисты решили, что выгоднее идти от Торугарта через приграничную Арпу прямо в Узгенскую долину. В таком случае путь сократится в два раза. Однако именно на этом пути строителей ждет серьезное препятствие. Преодолеть горный хребет здесь можно только через туннель длиной, как уже говорилось, в 14 километров. Это создает серьезные технические трудности. Хотя бы из-за того, что в Киргизии сегодня нет специализированных организаций, способных строить такие сложные инженерные сооружения. Да и средств на такой проект потребуется много.

Так что перед правительством Киргизии стоит сейчас главный вопрос: где раздобыть миллиард долларов? Где найти инвестора, способного профинансировать грандиозное строительство? Глава транспортного ведомства Кубанычбек Жумалиев сообщил, что соответствующие переговоры интенсивно ведутся. И недостатка финансовых структур, желающих вложить капитал в «проект века», пока не ощущается. Дело теперь в том, чтобы выбрать наиболее надежного партнера. И как еще один вариант финансирования строительства правительство Киргизии рассматривает концессии. Инвесторам могут передать в разработку земли и недра, расположенные вдоль трассы железной дороги. Закон об этом уже подготовлен и в ближайшее время он будет передан на рассмотрение Жогорку Кенешу.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить