В середине "нулевых" социологи "Левада-Центра" решили сравнить мнения россиян о качествах российских и иностранных бизнесменов. Выяснилось, что западным предпринимателям соотечественники приписывают все лучшее: деловую хватку, трезвый расчет и рационализм, высокий профессионализм и компетентность, трудолюбие, инициативность и настойчивость в достижении поставленных целей.
А российским — только жажду наживы и жуликоватость. Другая фокус-группа должна была назвать животных, с которыми у нее ассоциируется образ предпринимателей. Чаще всего упоминались крыса и акула.
Неужели общественное мнение до такой степени не приемлет предпринимательство, и предприимчивость настолько чужда нашему менталитету? Нет, конечно! Надо понимать, что группы респондентов весьма различны по возрасту, опыту и интеллекту. Потому и результаты опросов так разнятся между собой.
Психологи, в отличие от социологов, имеют иную точку зрения. Они утверждают, что россияне испытывают к предпринимателям неосознаваемую симпатию. Вопреки распространенному стереотипу, среди сограждан довольно мало тех, чье отношение к богатым окрашено завистью или презрением. Да и последний опрос Фонда общественного мнения демонстрирует, что отношение меняется в лучшую сторону.
Положительно относятся к бизнесменам 57 процентов населения. Негативные чувства к тем, кто достиг определенного успеха и нажил капитал, присущи в основном социальным аутсайдерам и маргиналам. А в целом к людям с деловой хваткой россияне вполне терпимы. Правда, это касается, в основном, представителей мелкого и среднего бизнеса. К олигархам население относится по-прежнему стойко неприязненно.
Отрицание вызывает не само имущественное и социальное расслоение, а формы и методы обогащения. Более того. Многие россияне при наличии всех необходимых предпосылок хотели бы открыть собственное дело, но при этом понимают, что, скорее всего, у них ничего не получится. И проблема не в отсутствии стартового капитала, а в личных качествах.
Одни просто не имеют охоты к занятию бизнесом. Других пугает вероятность неудачи. Третьи довольствуются ролью наемного работника. Интересно, что реже всего наши сограждане ссылаются как на помеху своим инициативам — на коррупцию, отсутствие связей и оригинальной бизнес-идеи. А чаще всего сомневаются в самом наличии предпринимательской жилки. И это отнюдь не специфически российское сомнение.
Международные исследования показали, что в самых развитых странах доля лиц, имеющих ярко выраженные предпринимательские способности, не превышает шести процентов. То есть в России коммерческой деятельностью занимается примерно та часть населения, которая и должна. Конечно, здесь следует учесть, что кризис несколько охладил предпринимательский пыл граждан, но в страхе перед ним признались лишь два процента опрошенных.
Во многом негативное отношение к "воротилам" подпитывают масс-медиа. Подсчитано, что в сетке всех телеканалов присутствует 71 криминальная программа. Из каждой можно сделать лишь один вывод: наш бизнесмен преступает закон чаще, чем моет руки. Деньги он добыл путем разбоя или "кидалова" ближайшего партнера. А потом его самого "грохнули" в подъезде конкуренты.
Опросы после премьеры очередного телесериала показывают, что у многих зрителей российский делец ассоциируется… с трупом. Практически нигде вы не найдете даже слабой попытки показать предпринимателя как социального менеджера, "цивилизованного организатора народного труда, который подчиняется всеобщему закону прогресса", как считал великий Д. И. Менделеев. Отчего такое положение?
Наверное, здесь подсознательно работают традиционные комплексы русской интеллигенции, считавшей "толстосумов" грабителями народа. Да и отечественная словесность немало поработала на негативный имидж активного человека. Попросите любого знакомого вспомнить, кто из героев русской литературы занимался предпринимательством. Наверняка услышите ответ: Чичиков и Остап Бендер.
Самые либеральные издания не упускают случая расписать российского предпринимателя в мрачных красках. Хорошо, если он не бандит с большой дороги. Но в любом случае гад: расхищает национальное богатство, губит природу и чихать хотел на бедных и больных.
Есть в этом и серьезная доля правды. В продвинутых политических и экономических системах давно сложилась практика социальной ответственности бизнеса. Бизнесмен заключает своеобразный контракт между собой и обществом. Он покупает у населения нужный ему товар — труд, сговорившись о цене и системе бонусов в виде заботы об экологии или развитии спорта.
В российском бизнесе моральный кодекс пока практически сведен на нет. Идет игра в одни ворота. Работник несет полную ответственность перед работодателем, а последний — лишь ту ее часть, которая ему выгодна. Законодательство, в свою очередь, построено так, что наказать бизнесмена можно за что угодно. Зная это, более шестидесяти процентов россиян уверены, что добиться успеха в предпринимательстве, не нарушая законов, невозможно.
А поскольку общество наше, несмотря ни на что, продолжает держать высокую планку нравственных ценностей, эти противоречия и приводят к неприятию делового человека и нежеланию культивировать в себе деловитость. Отрадно, однако, что самосознание растет и в бизнес-сообществе. Средний балл уровня социальной ответственности бизнеса в нашей стране сами его представители оценивают в 3,31 балла из 7 возможных,
Как бы то ни было, большинство россиян уверено, что развивать в России предпринимательство необходимо. Рыночные отношения не только обездоливают слабых. И общество состоит не из одних слабаков. Рынок мало-помалу приучает к социальной дисциплине и умению держать слово. Когда-то "честного купеческого" было достаточно для совершения миллионных сделок.
Рано или поздно российский бизнес утратит черты "мальчиша-плохиша", который "жрет и радуется", и станет восприимчивее к человеку. Вот тогда мы его окончательно полюбим.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.