Откуда берутся фобии большого города?

Более трети жителей мегаполисов страдают манией преследования и ощущают угрозу от окружающих. К такому выводу пришли британские исследователи из University of London. Между тем, психолог Наталья Савицкая считает, что растущая подозрительность в обществе отчасти нагнетается СМИ, а число "параноиков" всегда остается неизменным.

Как пишет The Times, группа ученых Института психиатрии при King's College (University of London) провела эксперимент по имитации 4-минутной поездки в лондонской подземке. 200 добровольцев поместили в виртуальную реальность: вместе с ними в вагонах ехали созданные компьютером фигуры людей, которые двигались, дышали, читали газеты и оглядывались по сторонам вполне как настоящие.

Согласно сценарию, все «пассажиры метро» не демонстрировали явно своего отношения к участникам эксперимента - ни враждебного, ни дружелюбного. Тем не менее, позже, описывая свои впечатления в тоннеле, все испытуемые по-своему трактовали поведение одних и тех же персонажей.

Например, одной женщине показалось, что виртуальный мужчина выказывал свой сексуальный интерес к ней. Другая испугалась парня, который посмотрел на нее больше двух раз. Были добровольцы, которым почудилось, что их соседи - воры-карманники и террористы-смертники.

В общей сложности, почти 40% участников эксперимента хотя бы единожды за время путешествия проявили паранойяльные реакции. При этом, выяснилось, что преследуемыми себя чаще всего ощущали те добровольцы, которые были обеспокоены или встревожены до начала тестов, а также люди с низкой самооценкой.

Руководитель исследовательской группы, доктор Дэниэл Фриман подчеркивает, что паранойяльная реакция нормальна: "Раньше считалось, что только люди с серьезными психическими отклонениями склонны к параноидальным мыслям, но теперь мы знаем, что это не так".

При этом данные эксперименты свидетельствуют о том, что паранойя – более широко распространенное явление среди психически адекватных людей, чем предполагалось ранее.Выводы ученых были опубликованы в Британском журнале по психиатрии (British Journal of Psychiatry).

"Параноидальные мысли становятся темой для национального обсуждения в свете растущего внимания общества к таким угрозам, как терроризм. Порой складывается впечатление, что народы в разных концах света объединяет одна вещь - страх по отношению друг к другу. Беспокойства по поводу других людей распространены так широко, что кажутся неотъемлемой составляющей человеческой личности", - отметил доктор Фриман.

Одна из самых распространенных страхов большого города - «хулиганофобия». С ощущением небезопасности своих улиц, парков и подъездов живет большая часть городских жителей.

А вот многие жители Москвы опасаются природных катастроф, и это при том, что действительно опасных землетрясений, наводнений, смерчей и подобных катаклизмов история Москвы практически не знает. Социологи сделали вывод, что эта фобия - следствие давления средств массовой информации.

Между тем, как считает психолог Наталья Савицкая , подобные настроения в обществе - подозрительность, ощущение некой угрозы или заговора, мания преследования, недоверие и страх перед окружающими – все это отчасти нагнетается средствами массовой информации.
- Дело в том, что страх является мощным инструментом управления и манипуляции людьми. То есть идет своеобразная информационная война. Например, при СССР считалось, что основная угроза исходит от США, и люди находились в таком состоянии постоянной мобилизации. Это удобно для государства.

Сейчас врагом объявлен международный терроризм. По телевидению, на радио и в газетах постоянно идет информация про теракты и катастрофы. И немудрено, что потом люди видит в своем соседе по вагону метро, как в случае с британским экспериментом, смертника.

- А можно выделить группы людей, чаще других страдающих паранойяльными реакциями? Например, горожане чаще других беспокоятся?

- Естественно, что в городских условиях любой тип реакции будет более очевиден, ярче выражен. В мегаполисе интенсивность жизни выше, стрессов и критических ситуаций больше, людей окружает плотный информационный поток. Невротические реакции, тревожные расстройства и вообще пограничные состоянии чаще встречаются именно в городе. Но стресс является лишь пусковым механизмом, в условиях которого человек уже проявляет свой тип личности.

Вообще городские условия заведомо таят потенциальные опасности, и горожанин всегда находится в тонусе, в некоторой настороженности. А помести участников эксперимента на курорт - возможно, и "параноиков" среди них оказалось бы значительно меньше.

Наталья Савицкая также отметила, что грань между нормой и патологией проходит там, где эти явления начинают влиять на ежедневную бытовую жизнь, на социальную адаптацию. Например, человек выходит из дома, начинает беспокоиться, что забыл выключить утюг и возвращается. Если такое происходит 1 раз в неделю – это норма, если ежедневно по 3-4 раза - это уже надо лечить.

Испытывать дискомфорт от езды в метро - это тоже нормальное реакция. Но если человек из-за вообще отказывается спускаться в подземку и пользуется только наземным транспортом - это уже патология, и надо обращаться к врачу. И чем раньше, тем лучше: критичность к своему состоянию - один из показателей степени заболевания, а на ранней стадии с болезнью легче бороться.

Автор Елена Перетяченко
Елена Перетяченко — журналист, новостник
Обсудить