Миф о Мессинге

Добрый месяц нахожусь во власти сомнений: открыть тайну, что сейчас ведома только мне, или не делать этого? А вдруг это навредит памяти моего Учителя?

199934.jpegО нем уже начали подзабывать даже мои современники, я уж не говорю о новых поколениях. История с Вольфом Мессингом всколыхнула прошлое, из него появилась фамилия "Михаил Васильев", и некоторые начали интересоваться творчеством этого незаурядного человека и писателя. Значит, тайна пусть остается тайной?

Но тут, как мне кажется, вмешался сам Вольф Григорьевич Мессинг (тот, которого я знал), и он распорядился: "Надо открыть правду, потому что лучше нее ничего нет!" Эту фразу он сказал однажды мне, когда мы заспорили о том, на кого он воздействует и кто не попадает под его власть. Тогда Вольф Григорьевич признался, что со мной ему "работать невозможно", и долгие годы я гордился этим. Вот глупец-то! Ведь я многое мог узнать о Мессинге, о его удивительных способностях, а теперь между нами непроходимая стена, потому что нет в живых ни его, ни Михаила Васильева, ни Рэма Щербакова.

Я назвал только этих трех, потому что с ними связано появление книги Вольфа Мессинга "Я — телепат". Один — автор, второй — делал литературную запись, а третий — научный редактор. Книга появилась в 1990 году в одном малоизвестном издательстве в серии "НЛО", которая представлена на обложке предельно ясно: "За достоверность фактов, публикуемых в серии "НЛО", отвечает только автор. Серия эта не претендует на то, чтобы сообщать читателю строго доказанные, однозначно понимаемые и всеми признанные сведения…"

В то время, когда книга увидела свет, ни автора, ни Васильева уже не было в живых, оставался только Рэм Щербаков, по инициативе которого эта книга и была напечатана. А почему же этого не случилось раньше, когда живы были и Мессинг, и Васильев?

Потому что и тот, и другой возражали против ее выхода, и тому были веские причины. Главная из них — прошло время розыгрышей и фальсификаций! Издать книгу "Я — телепат" было не только невозможно, но и опасно, так как очень легко было проверить, что в ней правда, а что мифы. Так как последних насчитывалось намного больше (а точнее — почти все!), то на такой обман не рискнул ни Мессинг, ни Васильев.

Итак, что же скрывается "по ту сторону занавеса"?

Михаил Васильев — литературный псевдоним Михаила Васильевича Хвастунова, который много лет возглавлял отдел науки "Комсомольской правды". Превосходный литератор-популяризатор (его книги — это энциклопедия науки первой половины ХХ века), "Михвас" - мы так его звали — был великим педагогом. А мы — его ученики. Среди которых и Ярослав Голованов, и Дмитрий Биленкин, и Рэм Щербаков, и Леонид Репин, и Володя Станцо, и еще много светлых и прекрасных имен в нашей журналистике.

"Михвас" создал великолепный отдел науки, где рождались необычные идеи и проекты. К примеру, "Клуб любознательных", появившийся в то время, продолжает жить на страницах "Комсомолки". Интерес к науке тогда был огромен — ведь шла дискуссия "физиков" и "лириков", начиналась космическая эпоха, рождались атомная энергетика, электроника, бурно развивалась астрофизика.

Казалось, наука всемогуща, и оттого страницы "Комсомолки", а потом и других газет сверкали материалами о науке и ученых. И еще: нам казалось, что любая фантастика вскоре станет былью, и мы старались показать, что именно в науке можно осуществить самые дерзкие мечты. Потому-то рядом с реальными достижениями, в "Клубе любознательных" мы представляли фантастические проекты. И подчас трудно было разделить, где вымысел и где правда.

"Михвас" был писателем, фантазером, прекрасно знал поэзию, умел увлекаться и увлекать других. Так появилась серия материалов, где вымысел невозможно было отделить от реальности. Первый из них — фотографии "летающих тарелочек" (то бишь "кораблей инопланетян"!)

Метеоролог на Таймыре при проявлении пленки обнаружил на одном из кадров "тарелку". Снимок появился в некоторых изданиях. В том числе и в "Известиях". Мы тогда конкурировали с этой газетой. И вот однажды в "Клубе любознательных" появилась целая серия снимков с "кораблями инопланетян". Некоторые из них парили над домом Алексея Аджубея (тогдашнего редактора "Известий"). Группа "тарелок" пролетела и над Кремлем.

Это была сенсация, потому что только наши фотокорреспонденты могли получать такие снимки. Один из ученых показал нам, как надо ставить источник света, чтобы на пленке получались "корабли инопланетян", и мы, конечно же, начали "производить" их в большом количестве.

199935.jpegПотом настала очередь "марсианского муравья". Фото было опубликовано на первой полосе, и большинство читателей "Комсомолки" поверили, что автоматическая межпланетная станция везет на Землю с Марса этого муравья. И практически никто не обратил внимания на дату, которая была поставлена на этой странице, — 1 апреля 2022 года… Кстати, до сегодняшнего дня я получаю письма с вопросом о том, что сделали ученые с тем "марсианским муравьем" и где он сейчас находится!?

Далее: чудовище озера Хайыр. Оно появилось в "Записках геолога", которые родились за письменным столом в отделе науки на шестом этаже. Затем — "лифт в небо", когда на тросе можно было подняться на околоземную орбиту… Дошла очередь и до шахмат. Полтора года "сражались" читатели с машиной, способной делать ходы только по подсказке ее создателей… Искусственные спутники Марса начали свою жизнь на страницах газеты, а потом запестрели в журналах, в научных обзорах, и даже один из самых известных "академиков с юмором" И. С. Шкловский удивлялся, насколько доверчивы наши читатели…

Полуфантастические розыгрыши выходили благодаря "Михвасу", убежденному (и он был прав!), что они подогревают интерес у общественности к науке и ученым.

После своего ухода из "Комсомолки" сам Михаил Васильевич выдвинул несколько гипотез. Одна из них: "полая обитаемая Луна". Он написал несколько статей, в которых доказывал, что Луна — искусственная, что это корабль — посланец других цивилизаций.

В это время в нашу кампанию начал приходить Вольф Мессинг. Он был дружен с Хвастуновым, бывал у него частенько. Вольф Григорьевич любил наши посиделки, активно в них участвовал, но никогда не демонстрировал свои опыты. "Это для сцены", — говорил он, и мы с ним соглашались.

В это время "Комсомолка" начала публиковать детективные романы с продолжением: это была так называемая восьмая колонка. А романы — Жоржа Сименона и Агаты Кристи. И однажды "Михвас" предложил свой "роман". Это и была книжка "Я — телепат".

В то время я руководил отделом науки. "Михвас" показал рукопись мне. "Чем не роман?" - спросил он. Я возразил, мол, Гитлер, Сталин, Берия и другие реальные персонажи превращают рукопись в документальную прозу, и вымысел уже кажется реальностью. Это был конец 60-х годов, упоминание Сталина и Берии в большой печати оставалось под негласным запретом, да и не хотелось играть на ностальгии в обществе.

"Михвас" и Мессинг согласились с этой точкой зрения… Они показывали рукопись только друзьям. Один экземпляр сохранился у Рэма Щербакова. Упомянутая выше публикация книжки "Я — телепат" два десятка лет назад прошла незамеченной. Но теперь время изменилось, потому-то такой всплеск интереса к Вольфу Мессингу. Да, он был прекрасным актером (так и считал сам!), никогда не представлял себя провидцем, да им и не был. И не хотел им быть…

Невольно сегодня Вольф Мессинг становится апологетом Невежества, которое стремительно захватывает наше общество. Он был бы огорчен, что способствует этому. Точно так же, как и Михаил Васильев и Рэм Щербаков. Они всегда несли людям Знания, ради чего жили и работали.

 

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить