В Ростове-на-Дону самолет атакован лазером

Непутевые лазеры атакуют лайнеры

Жутко становится летать на самолетах. Только-только рухнул лайнер под Петрозаводском. А тут — новое пугающее "авиационное" сообщение: сразу два пассажирских самолета, садившиеся в аэропорту Ростова-на-Дону рейсами из Внукова, атакованы… лазерами! В таких случаях, если луч попадет в глаза пилотов, они на время слепнут. К счастью, на этот раз обошлось.

По мнению некоторых экспертов, уже высказавших свое мнение прессе, "орудием атаки" вполне могут быть обычные лазерные указки, дальность действия которых порой составляет до нескольких километров. Опаснее, если это окажутся более мощные лазерные излучатели, дальность действия которых может составлять до нескольких десятков километров. Если такой луч попадет в глаза летчику, да еще во время посадки, трагедии будет не миновать…

Так что "забава" эта отнюдь не детская! Кстати, а где гарантия, что самолет, разбившийся под Петрозаводском, не был также атакован лазером? Следствие уже начинает приходить к выводу, что в крушении Ту-134 виновата отнюдь не техника, в пресловутый человеческий фактор. Почему пилоты повели себя столь странно, решив садиться на шоссе?

Читайте также: Кто виноват в гибели пассажиров Ту-134

Ведь вроде бы ничего не предвещало трагедии, у них было даже топливо, чтобы уйти на запасной аэродром? Почему не дотянули до штатной аэропортовской полосы? Так вот, по мнению некоторых экспертов по вопросам гражданской авиации, уже опубликованным в ряде СМИ, некая "лазерная атака" тоже вполне может быть причиной усугубления "человеческого фактора" на борту злополучного Ту-134…

Две атаки на лайнеры в Ростове-на Дону — не первый случай такого... Даже не знаю, как выразиться... Хулиганства? Раздолбайства? Или... терроризма? Буквально накануне неизвестные попытались ослепить лазером экипаж самолета, который заходил на посадку в аэропорт "Домодедово". Злоумышленник направил лазер зеленого света с расстояния пяти-шести километров из района населенного пункта Шахово.

Несмотря на все принятые меры по поиску злоумышленников, проблема остается и вызывает серьезную обеспокоенность у летчиков. Ведь первых так и не нашли до сих пор!

Еще в начале июня "Росавиация" стала бить тревогу по поводу подобных инцидентов с ослеплением пилотов лазерными лучами. Со второй половины 2010 года было зафиксировано пять таких случаев, с начала этого года — уже 30!

Наибольшее количество инцидентов произошло в аэропортах "Шереметьево", "Внуково" и на аэродроме в Ростове-на-Дону. Если это просто какие-то балбесы, не понимающие, к чему могут привести их шалости, то это одно. Но если "шалуны" все понимают, но все равно не бросают своих "лазерных" дел, то это совершенно другое.

Ситуацию комментирует "Првде.Ру" заслуженный летчик России, пилот с 34-летним стажем, бывший руководитель звена Арктического авиаотряда Вячеслав Горюнов:

"Да, раньше нам не приходилось сталкиваться с такой проблемой — просто таких лазерных указок не было. Но вот что я думаю: скорее всего, это не террористы, действующие осмысленно, а какие-то непутевые пацаны балуются. Наигрались со своими цацками — и решили испытывать, а "добьет" ли луч указки, скажем, до соседнего дома, до самолета и т.д.

Опасно, что, попав на стекло кабины под определенным углом, особенно в ночное время, луч может на какое-то, пусть очень непродолжительное время ослепить всех членов экипажа, находящихся в кабине, и тогда последствия будут непредсказуемые. Во время взлета и особенно посадки речь идет о секундах и долях секунды! Пилоты не могут отвлекаться от приборов ни на мгновение…

Самое обидное, что и вычислить-то таких непутевых "лазерников" почти невозможно, как я понимаю. То есть, думается, наши доблестные правоохранители когда-нибудь кого-то поймают, конечно, но вот когда это произойдет, не известно. Поэтому нужны меры, так сказать, общественного воздействия. Приведу пример.

В 70-х годах прошлого века на новую взлетную полосу полярного аэродрома Амдерма начали периодически выезжать аборигены на оленьих упряжках и пересекать ее наискосок. Причем делали это с завидной регулярностью. К счастью, аварийных ситуаций не было, но чем черт не шутит… Начали разбираться — почему так происходит?

Оказалось, что новая полоса в Амдерме была проложена как раз в районе своеобразного "шоссе", по которому северные народы веками мигрировали из одного района в другой. Это мы в тундре дорог не видим, а они-то видят очень хорошо. Причем в любое время года.

Решили подойти к решению проблемы тактично. Работник аэродрома с помощником из местных объехал все близлежащие стойбища (а расстояния в тундре сами знаете какие, непростое это было дело), поговорил с каюрами, старейшинами и просто с оленеводами - и народ понял, что привычные пути придется менять. С тех пор на полосу на оленях никто не заезжал.

Может быть, и в этом "лазерном" случае проще и действеннее всего поступить так же, по-людски? Обратиться через СМИ к людям, проживающим в районах самых "атакуемых" аэропортов, объяснить громадную опасность, которая исходит от "лазерных" забав? Надеюсь, что люди у нас еще не полностью зачерствели душой и поймут что к чему…

Ну или наши силовые структуры могли бы, скажем, объявить вознаграждение на информацию о "лазерном хулигане". А в случае его обнаружения устроить как бы показательный процесс, дабы другим неповадно было. Не доходит через "пряник", дойдет через "кнут"..."

Читайте также по теме:

Авиацию атаковали "лазерные" хулиганы

Трагедия над Атлантикой. Виноваты ли пилоты?

Как сносит мозги у людей и самолетов

Авиакатастрофы: жизнь не гарантирует никто

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить