Как сносит мозги у людей и самолетов

Перед самыми майскими праздниками на подмосковном аэродроме "Чкаловский" едва не разбился аварийный ТУ-154, принадлежащий Министерству обороны РФ. Смертельно опасным полетом почти 100-тонного лайнера военная прокуратура заинтересовалась после появления в интернете видео, снятого кем-то из персонала аэродрома. Снова встает вечный вопрос о героизме и разгильдяйстве.

Смотрите видео

29 апреля с подмосковного аэродрома "Чкаловский" поднялся в воздух самолет российских ВВС Ту-154, чтобы взять курс на авиаремонтный завод в Самаре. Не эксплуатировавшийся десять лет лайнер, по закону о безопасности полетов, необходимо было тщательно проверить на земле, с тем чтобы выявить возможные дефекты, в том числе, в системе управления. Подобная проверка занимает примерно неделю.

Почти сразу после взлета Ту-154 стал практически не управляемым: огромный лайнер болтало из стороны в сторону, он то терял, то снова набирал высоту. Причину танца в небе еще предстоит выяснить. Предположительно аварию вызвали неполадки с одним из рулей высоты. Судя по первым комментариям экспертов, таких как заслуженный летчик-испытатель, Герой России, начальник летно-испытательного центра государственного НИИ гражданской авиации Рубен Есаян, произошел сбой в системе АБСУ. Фактически вышел из строя мозг самолета.

Экипаж вручную компенсировал неадекватные действия агрегатов самолета. Только мастерство летчиков позволило предотвратить падение самолета на расположенные внизу дачные постройки. Всех посадивших лайнер пилотов отметили грамотами. Высокий профессионализм экипажа Ту-154 под руководством Юрия Родионова отметил, в частности, заслуженный летчик-испытатель, Герой России, начальник авиации Московского округа ВВ МВД России Магомед Толбоев.

Но чувство восхищения героизмом пилотов владело публикой недолго — на нее вылили отрезвляющий ушат воды.

Читайте также: Самые большие секреты пилотов

"По факту летного инцидента, произошедшего на аэродроме "Чкаловский", проводится проверка соблюдения командованием законодательства о подготовке полетов", — говорит помощник московского военного прокурора по связям с общественностью Светлана Устинова.

Пока Министерство обороны отмалчивается, следователи уже задают вопросы, кто и как готовил Ту-154 модификации Б2 к полетам на 800-й авиабазе. Самое время принимать меры, и чудо, что не произошло катастрофы, никоим образом не должно спасти головотяпов в погонах. Ведь случай, к глубокому сожалению, далеко не единичный.

Всем еще памятно произошедшее осенью 2010 года. Тогда свой героизм проявили также пилоты Ту-154, которые после отказа электрооборудования совершили аварийную посадку самолета с пассажирами на полузаброшенном аэродроме в Республике Коми.

По какой-то злой иронии, в тот же день, 29 апреля, в 13:37 на борту Ту-154, рейс Минеральные Воды — Сургут, поступил сигнал о неисправности. Лайнер со 117 пассажирами и членами экипажа вернулся в аэропорт. Позже выяснилось, что сработал датчик, который указывал на возможность пожара в одном из двигателей. Посадка происходила в штатном режиме, к счастью, никто не пострадал. Осмотр прибывшего самолета не выявил признаков возгорания ни в двигателе, ни в салоне.

Возблагодарив Бога, умелых летчиков и наказав виновных, придется задуматься над такой "мелочью", как эта махина Ту-154, которая то и дело стала давать сбои. Причем не всегда фиктивные.

1 января нынешнего года Ту-154 "Когалымавиа" потерпел катастрофу в Сургуте. На рулежной дорожке у лайнера со 116 пассажирами на борту загорелся двигатель, начался пожар. Три человека погибли, более 40 пострадали. Иногда этот авиационный Молох требует куда больших кровавых жертв. Самой громкой авиакатастрофой за всю историю существования Ту-154 стало крушение самолета над Смоленском. Тогда, 10 апреля прошлого года, погибли 95 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский.

4 июля 2001 года при заходе на посадку в Иркутский аэропорт потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург — Иркутск — Владивосток. 135 пассажиров и 9 членов экипажа погибли, как свидетельствуют выводы, сделанные госкомиссией, в результате ошибочных действий экипажа. Непростой он — человеческий фактор. И губит, и спасает.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"