«МАРШ-БРОСОК»: кино не для всех

"Нет, послушайте, господа, знаете ли, как мне представляется этот темный безвестный Туркестанского батальона солдат? Да ведь это, так сказать, — эмблема России, всей России, всей нашей народной России, подлинный образ ее, вот той самой России, в которой циники и премудрые наши отрицают теперь великий дух и всякую возможность подъема и проявления великой мысли и великого чувства."
Ф.М.Достоевский, "Дневник писателя"

К Дню Защитника Отечества будет приурочен выход на экраны столичных кинотеатров нового российского военного блокбастера "МАРШ-БРОСОК" (премьера 20.02 в к/т "Пушкинский").

Это фильм, посвященный чеченской войне. Главные роли в картине сыграли те, чей профессиональный путь в сфере кино, можно сказать, только еще начинается. Это 20-летний Евгений Косырев ( Володя Федотов ), окончивший Щепкинское училище и ранее снявшийся в фильме "101-ый километр". Это 18-летняя Ольга Чурсина ( Маша ), модель, танцовщица ансамбля "Тодес". А исполнитель главной роли, мастер спорта по боксу 20-летний Владимир Волга ( Александр Буйда ) заканчивает учебу на сценарном факультете ВГИКа. "Марш-бросок" - его актерский дебют.

Пожалуй, на данный момент это лучшая работа режиссера Николая Стамбула, известного нам по таким фильмам, как "За последней чертой", "Операция Люцифер", "Волчья кровь". Он и сам так считает. "У меня была отличная съемочная группа, одна из лучших на сегодняшний день, и лучшая среди всех моих картин, — говорит Стамбула. — Мне кажется, удалось очень хорошо подобрать коллектив, все специалисты самого высокого класса".

Как говорят создатели фильма, основная часть "Марш-броска" была отснята в экспедициях. Боевые действия снимали в горах между Новороссийском, Анапой и Геленджиком. Опирались на помощь военных консультантов и непосредственных участников боев. Десантники 7-й дивизии ВДВ участвовали в массовых съемках, некоторые даже сыграли небольшие роли. Не обошлось и без каскадеров во главе с известным специалистом Евгением Сокуровым. Ну и, конечно, сами актеры учились на месте многим профессиональным навыкам — правильно держать оружие, совершать марш-броски, вести охоту за противником в труднопроходимых местах... Чеченцев же играли в основном молодые артисты из осетинской мастерской ГИТИСа.

По словам продюсера Максима Федосеева, "идея фильма появилась после известия о трагической гибели 6-й роты ВДВ в Аргунском ущелье. Нам хотелось сделать фильм в первую очередь для тех, кто воевал или сейчас находится в горячих точках, сказать этим парням: мы помним о вас, гордимся вами, вы — настоящие герои. В нашей армии есть не только дедовщина, но и честные, смелые ребята, и в штабах сидят не только взяточники и предатели, но и настоящие герои. Именно о них и для них — этот фильм. И еще для тех, кто живет в России и верит в свою страну".

Детский дом... Война. Плен. Побег. Потеря лучшего друга. Снова война. Подвиг. Да, прямо заметим, это кино не для всех.

Да, здесь тоже есть пальба, насилие, кровь — все то, что отличает те наспех "сколоченные" "бандитские" сериалы и боевики, которые заполонили в последнее время отечественный кинематограф. Но вместе с тем, есть и другое, занимающее в "МАРШ-БРОСКЕ" гораздо более важное место. Это главное — идея, ею дышит эта картина. Это патриотизм. Это Родина-мать зовет .

Даже в самых незначительных, казалось, деталях. "Спасибо, Родина. Я счастлив, Родина!.." - такими словами благодарит Александр Буйда за неожиданный подарок судьбы — любовь к сестре своего убитого друга. Когда-то Володя сказал ему, что дал его адрес своей сестре и попросил ее написать Саше. "Без меня меня женили", — отшутился тот и забыл. Но судьба судила иначе. Пришло от нее письмо с фотографией... А затем в семье Федотовых приняли Александра как родного сына, и брата.

"Мы все тогда воевали в великой армии великой страны", — бросает командующий войсками Таманов пойманному главарю чеченской банды Хасану, с которым некогда служил вместе в Афгане. Монолог генерала Таманова — как приговор изменившему Присяге полевому командиру чеченцев, и одновременно всем тем, кто допустил до того, что о победах "армии великой страны" теперь говорят: "были" . " Бригадный генерал ! — язвительно говорит Таманов Хасану. — Генерал чего ?? Бандитов!.."

"...Да, мы здесь — потому что не хотим, чтобы нашу Родину превращали в сортир", — по-армейски грубо и зло, — и идет уже другой диалог Таманова, с Александром, которого представляют к Герою .

Ростов Великий и Ярославль, где снималась "мирная" часть картины, — эти живописнейшие места с золотыми куполами православных храмов, — как символы русской истории, творящейся здесь и сейчас русскими людьми, зримые выразители того самого, невыразимого русского духа . Финальный аккорд картины, пять баллов: вскинутая вперед и чуть вверх прямая рука воина Александра, во время прощания с Машей, на фоне уходящего обратно, на войну военного состава... Тоже как символ, что ли. "До свидания, Маша!" (машет), и — "Служу Отечеству", слава России!

Можно предположить, какой всплеск негативных эмоций неминуемо вызовет этот фильм у части космополитичной московской публики, избалованной бездушной американской "жвачкой". Можно предположить, какой гневный "шик" поднимется в либеральной прессе после выхода фильма. Но степень его интенсивности будет прямо пропорциональна действительному успеху фильма.Будут, конечно, искать недостатки в разных там мелочах, переводить внимание на особенности сюжетной линии, игру отдельных актеров, да мало ли на что (придраться при желании ко всему можно), памятуя, однако, о том, что главное, саму идею, предложенную концепцию им — киношным московским критикам — крыть будет нечем.

...Столичный "бомонд", между тем, обозначен в фильме. "В фильме использованы песни группы "ТАТУ"..." , — читаем в рекламном анонсе. Этот живой символ современного отечественного шоу-бизнеса — маленькие лесбиянки "ТатУ", отправившиеся завоевывать Европу и "повергнувшие" к своим ногам престижный британский "хит-парад", занявшие вторые места в национальных чартах Франции и Германии, — выведен в "Марш-броске"... Однако, лучше смотрите фильм. Отвлекитесь на миг от Ирака и всего, что с ним связано. Хотя, впрочем... это наш отечественный "шок и трепет".

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить