Карла дель Понте наседает на Белград. Нынешний Президент Сербии может отправиться вслед за Милошевичем

Сегодня главный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте прибывает в Белград. Цель визита дель Понте – добиться от властей Сербии выдачи трибуналу более десятка лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений. Среди них - президент Сербии и бывший глава МИД Югославии Милан Милутинович, а также трое бывших и действующих армейских командиров, обвиняемых в «массовом убийстве» хорватов в госпитале Вуковара в 1991 году.

Можно с уверенностью предположить, что сербские власти так или иначе пойдут навстречу требованиям дель Понте в деле «продолжения сотрудничества» с Трибуналом. В противном случае стране вновь грозит изоляция. Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил на прошлой неделе, что будет содействовать процессу выдачи «военных преступников». То, что закон, определяющий отношения Белграда с трибуналом, еще не принят, не имеет ровно никакого значения – прецедент с Милошевичем уже создан.

Единственное, что в данном случае может представлять серьезную проблему, – это выдача Гааге действующего президента Сербии Милутиновича, ведь как президент республики, он обладает статусом неприкосновенности. Джинджич заявляет, что на этом основании Милутинович пока не может быть выдан Гааге. В свою очередь, представитель Гаагского трибунала Флоренс Артман считает, что когда речь идет о «трибунале по военным преступлениям», нет иммунитета не для кого - ни для Веселина Шливанчанина, действующего полковника армии Югославии, ни даже для президента Сербии. Вести переговоры с дель Понте по этому поводу Джинджич не отказывается – а он, как известно, умеет «договариваться» с Западом.

Кроме сербского премьера, «главный обвинитель» в Гааге планирует встретиться с министром юстиции Сербии Владаном Батичем, который также признал за дель Понте «право требовать выдачи обвиняемых», хотя для порядка и добавил, что «сербское правительство не обязано эти требования удовлетворять».

О переговорах с союзными властями речь как бы уже и не идет. Да в этом и действительно нет особой необходимости.

Президент Югославии Воислав Коштуница может продолжать настаивать на том, что «военных преступников из числа сербов нужно судить на их родине». Что он «рассматривает трибунал по военным преступлениям как политический инструмент, настроенный против сербов». Что вначале необходимо принять закон о сотрудничестве с Гаагским трибуналом и т.д. Как показало время, реальной властью в стране Коштуница, однако, не обладает, югославские правительство, парламент, другие союзные органы функционируют, по большому счету, лишь для формы – конкретные рычаги влияния сосредоточены сейчас в руках республиканских властей. Грядущее же переустройство югославской федерации передаст последним еще больше властных полномочий…

Как сообщается, Сербская радикальная партия Воислава Шешеля обвинила демократические власти в Белграде в намерении арестовать и выдать всех подозреваемых в Нидерланды, включая Милутиновича, и призвала народ выйти на улицы в знак протеста. Устраивает митинг, в связи с визитом дель Понте, и Социалистическая партия Сербии Слободана Милошевича. Вот только откликнется ли население на эти призывы, на эти "голоса из прошлого"? С экстрадицией Слободана Милошевича и последующей конференцией стран-доноров в истории Союзной республики Югославии началась новая, "демократическая" эра, и население сейчас живет надеждой - насладиться, наконец, благами "западной демократии". А чтобы получить - надо же кое-что (или кое-кого) и отдать...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить