Автор skaredova_s

Таривердиев, деспот в работе и рыцарь в жизни

Таривердиев, деспот в работе и рыцарь в жизни
Таривердиев, деспот в работе и рыцарь в жизни

В жизни Таривердиева было две страсти – музыка и фотография. И невероятное количество интересных встреч и событий! За год до смерти композитор попал в список секс-символов России, долгое время слыл аристократом и баловнем судьбы, вел телепрограммы.

Он написал музыку более чем к 130 фильмам, 4 балета, 4 оперы, более 100 романсов, инструментальные циклы. Его огромное творческое наследие  ускользает от строгих жанровых определений. Но для миллионов россиян он так и остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы".

Таривердиев очень любил жизнь. Его книга под названием "Я просто живу" заканчивается словами: "Музыка - одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Еще есть рассвет, еще есть ночь, еще есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень интересно. Еще есть моя любовь. И музыка - один из аспектов моей жизни». 

В юности он увлекался конным спортом, боксом, велоспортом, водными лыжами, авторалли, входил в состав Сборной Грузии по плаванию на дальние дистанции. В последние годы занимался виндсерфингом, стал даже кандидатом в мастера спорта.

И всю жизнь фотографировал. Он никуда не ездил без фотоаппарата и подзорной трубы. Поступив в Гнесинку, он в качестве общественной нагрузки выбрал место корреспондента институтской газеты. И так увлекся, что получил лишь "четверку" по композиции.

Арам Хачатурян даже запретил студенту Таривердиеву фотографировать, чтобы тот не распылялся, но любовь к фотоделу осталась у Микаэла Таривердиева на всю жизнь.

"Еще он от природы был элегантным человеком, - вспоминает его супруга Вера Таривердиева. - И даже самые простые вещи ему шли, сидели, как дорогие. Он был эстетом. В хорошем смысле этого слова. И всегда стремился к гармонии во всем. В том числе и в музыке, и в жизни.

Читайте также: У героев "Иронии судьбы" появились мемориальные доски

Микаэл Леонович не любил публично отмечать свой день рождения и всегда сбегал с юбилейных торжеств. Мы праздновали в узком кругу - вдвоём, втроём или вчетвером. Он любил получать подарки. Но больше сам дарил. Как только получал деньги, сразу же их тратил.

Самым удачным он считал день своего пятидесятилетия: они с Родионом Щедриным в Сухуми ушли в море на серферах, в километре от берега сложили паруса и, качаясь на волнах, распили по сувенирной бутылочке коньяка.

Часто иронизировал по поводу разного рода почестей. Однажды мы нечаянно разбили ёлочные игрушки и в шутку убрали ёлку его лауреатскими значками и орденом Трудового Красного Знамени, полученным за музыку к "Семнадцати мгновениям весны". Но нельзя сказать, что награды были ему безразличны".

Популярным Таривердиев стал уже в тридцать лет. А своё первое звание - заслуженного деятеля искусств - получил в пятьдесят. Конечно, это задевало его самолюбие.

Он ценил госпремию за музыку к фильму "Ирония судьбы" и был благодарен Эльдару Рязанову за то, что тот его отстоял, хотя музыкальная комиссия по госпремиям выступала против.

Таривердиев не любил массовую культуру, боролся, как умел, с низкопробной попсой. Писал статьи против пошлости на эстраде, вёл телепередачу о классике. Свято верил, что многое можно изменить благодаря грамотной музыкальной политике.

Он был председателем конкурсов эстрадной песни, мог влиять на ситуацию. В те годы на эстраде была совсем другая атмосфера: в жюри сидели действительно личности - композиторы и поэты.

Они ездили по стране, устраивали прослушивания, давали "путёвки в жизнь" талантливым певцам из глубинки. Благодаря этой работе "зеленый свет" получили Роза Рымбаева, София Ротару, Тамара Гвердтцители.

У знаменитого человека порой бывают завистники, и Таривердиев не составлял исключения.  Однажды неизвестный принёс в Союз композиторов издевательскую телеграмму, якобы присланную Таривердиеву французским композитором Франсисом Леем: "Поздравляю с успехом моей музыки".

Кто-то попытался обвинить Таривердиева в плагиате: в телеграмме был намек на то, что Микаэл Леонович "позаимствовал" мелодию Лея из фильма "Love story" для музыки к "Семнадцати мгновениям весны". Поползли сплетни. Пришлось по дипломатическим каналам искать во Франции Лея.

Смотрите фоторепортаж: Звездная дорожка российского кино

Таривердиев, деспот в работе и рыцарь в жизни
Таривердиев, деспот в работе и рыцарь в жизни

Тот, конечно, никакой телеграммы не отправлял. Как истинный рыцарь Таривердиев умел принять удар на себя. Как-то за рулём его машины сидела женщина, а под колёса упал пьяный человек. Композитор пересел за руль и взял вину на себя. Два года он был под следствием, потом состоялся суд, но вскоре композитора амнистировали.

Он мог избежать неприятностей, если бы не был настоящим мужчиной и джентльменом. "Когда речь шла о творчестве, Микаэл Леонович говорил: "Наверное, я деспот", - рассказывает его супруга. - Он действительно был очень требовательным и делал только то, что казалось интересно ему, что было созвучно его внутренней логике.

Не всякий исполнитель мог выдержать такое напряжение. Поэтому он с кем-то расставался, кто-то сам уходил, кто-то потом возвращался. Иногда музыка ему снилась. Или, как было с симфонией для органа "Чернобыль", он просто сел и сыграл её.

То же произошло и с альтовым концертом, заказанным Юрием Башметом. Композитор никому и никогда не позволял вмешиваться во внутреннюю структуру своих произведений. Не хотите исполнять - не надо. Придёт время, исполнят".

Благодаря подвижнической деятельности Веры Таривердиевой в последние годы были изданы многочисленные диски, опубликована автобиографическая книга композитора, основан международный конкурс его имени, проведены бессчетное число концертов, посвященных музыке Микаэла Леоновича.

Читайте самое интересное на главной странице сайта


Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать