А террорист-то голый: Как "разденут" игиловцев

Пора снять с экстремистов религиозные одежды

В августе на совещании исламских богословов, которое прошло в Грозном, была принята фетва, осуждающая салафизм и ваххабизм. Недавно эта тема вновь была подняла на конференции по борьбе с терроризмом. О том, как планируется бороться с религиозным экстремизмом, Pravda. Ru рассказал вице-президент Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.

— Принятая на совещании исламских богословов фетва, которая, насколько я помню, называлась "Люди сунны — кто они?", вызвала неоднозначную реакцию среди российских мусульман. В частности, эта фетва осуждала такие учения, как салафизм и ваххабизм. Как бы вы, специалист по Саудовской Аравии, по арабскому Востоку, большой знаток ислама, могли прокомментировать этот документ?

— Я, конечно, поддерживаю усилия нашего исламского духовенства, выражающего чаяния мусульман, которые стремятся глубоко разобраться в очень противоречивых, сложных процессах, в исламской умме. Они видят, что исламом пытаются воспользоваться люди, совершенно по своим внутренним канонам не связанные с религией, а связанные с криминалом. Они прибегают к религии лишь для того, чтобы использовать ее авторитет в своих целях. И нынешний интерес к тому, чтобы противопоставить этим попыткам скоординированную и продуманную линию представителей ислама, как и представителей религиозного сообщества в целом, надо приветствовать.

— В Саудовской Аравии правящая религия — ислам ваххабитского толка, то есть это ваххабизм. А ваххабизм многими воспринимается непосредственно как терроризм. Соответственно, по Саудовской Аравии делаются несложные логические умозаключения. Получается, что это ваххабитское королевство, оно поддерживает терроризм, который вредит и России, и странам Ближнего Востока, и Европе, и Америке, и практически всем. Справедливо ли это логическое заключение?

— Сам термин "ваххабизм" — это не изобретение Абд аль-Ваххаба, это изобретение его идеологических и религиозных противников. Прежде всего, злокозненных противников, которые жили в Турции. Турция в то время с саудитами здорово не ладила, и термин "ваххабизм" был использован в пику Абд аль-Ваххабу и его последователям. Он означал, что наряду с четырьмя мазхабами появилась новая ересь — ваххабизм, и что это — главная действующая сила на территории Саудовской Аравии. А раз они ересь, с ними надо бороться.

— Получается, что мы сегодня пользуемся термином, который был придуман противниками Абд аль-Ваххаба и противниками независимого Саудовского государства в Османской империи?

— Это то объяснение, которое они дают, в том числе и на официальном уровне. Но зачем мы вообще экстремистов обряжаем в какие-то религиозные одежды? Давайте их называть все-таки бандитами, которые рядятся. Если мы даем им термин, связанный с какими-то религиозными деятелями, которые занимались своими богословскими делами, — тогда мы что, боремся против религиозного течения, что ли? Ведь нет же. Это не религиозное течение, это бандитское течение, и мы против него боремся.

Они используют религиозную терминологию, выхватывают какие-то вещи. Давайте все-таки больше оперировать теми названиями, которые соответствуют явлениям. А явление это связано с радикализмом, с бандитскими устремлениями, с чисто криминальной деятельностью. Если эти элементы пользуются религиозной терминологией, пользуются религиозными одеждами, то надо в религиозном плане — в частности, путем фетв — им противопоставить что-то. И это должно быть очень тщательно вычищено. Должен быть элемент длительной подготовки, увязывание подходов с представителями различных течений, должно быть четкое понимание ислама.

Это должна быть неспешная и очень выверенная вещь, и тогда она будет очень хорошо работать. Но я сам понимаю, насколько это трудно сделать, поэтому на пути противостояния бандитам, которые рядятся в религиозные одежды, какие-то шероховатости неизбежны.

Пора снять с экстремистов религиозные одежды. Пора снять с экстремистов религиозные одежды.

— Эта работа должна касаться не только ислама, но и других религий. Насколько нам известно, сенатор Умаханов предложил разработать некую единую межрелигиозную концепцию или антитеррористический документ. Вы не могли бы рассказать об этом?

— Ильяс Магомет-Саламович Умаханов, конечно, удивительный человек, он хорошо в религии разбирается, имеет большой опыт общения с саудовцами, с иранцами, хотя бы как многолетний руководитель хадж-миссии Российской Федерации. С другой стороны, для него борьба с терроризмом и исламизм — это его непосредственная сфера деятельности. Когда он был в Дагестане, против него боролись, выступали, были нападения. То есть это человек, который имеет моральное право выступать с такими далеко идущими предложениями, потому что они основаны на его уникальном знании реалий.

Мысль его, насколько я понимаю, очень правильная, и я думаю, все должны ее поддержать. Она заключается в том, чтобы увязать ту работу, которая сейчас ведется на антитеррористическом направлении, по линии каждой из мировых религий, чтобы они были синхронизированы, чтобы они боролись с брендом неправильного понимания религии, связанного с терроризмом и с радикализмом.

Теперь надо не просто вести диалог — этого мало. Теперь нужно, чтобы религии как-то взаимодействовали. Мысль эта очень продуктивная, и над ней надо начинать работать всем представителям различных религиозных направлений для того, чтобы увязывать свою деятельность, делиться опытом. Это очень далеко идущее, ценное и хорошее предложение, и поэтому оно получило такой интерес и поддержку. Мы должны ориентироваться на него.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовал Дмитрий Нерсесов

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить