Руслан Хасбулатов: конфликт в Чечне можно решить за 2-3 месяца

Руслан Имранович, в чем, по-вашему, причина того, что с 1998 года в Дагестане существует так называемая ваххабистская зона?

Ответ Становление ваххабистской ветви в Дагестане шло на протяжении 90-х годов. Многие не понимают и считают изначально враждебной эту идеологию, полагая, что ее главный постулат – это необходимость войны на религиозной почве.

Само учение Аль Ва Хабба, средневекового мусульманского мыслителя, в свое время имело оппозиционную направленность, и все то, что мы говорим о необходимости вернуться к религиозным истокам, играет огромную роль в направлении мусульманской веры, которой отдается предпочтение в целом ряде государств, которые очень терпимо относятся и к другим верованиям. Что касается интерпретации учения ваххабизма на территории Советского Союза, в том числе на Северном Кавказе, к сожалению, оно приобрело агрессивный характер, в силу того, что его пытаются использовать в корыстных целях. А по этому налицо стремление чуть ли не силой навязать эти верования. Бывали трагические случаи даже в семьях, когда молодой парень, увлекшись этими идеями, заставлял отца и мать молиться по-другому – он – то истинно уверовал, а его начальники, - они имеют совершенно другие задачи.

Процесс формирования и довольно быстрого роста ваххабизма, который впервые был привнесен в Дагестан, связан с социальными факторами - бедностью, большой безработицей и полной неспособностью государства решать социальные задачи. Дагестанское руководство довольно энергично взялось за эту проблему, и ваххабисты были оттеснены. Многие их теоретики перебрались в Чечню, а тут подоспел к власти генерал Дудаев, который фактически их всех приютил.

Центр вахабизма стал перемещаться на Чеченскую территорию. Несколько сел, которые были особенно увлечены этими идеями, вообще встали на какой-то автономный путь развития.

Так приблизительно появились истоки вахабизма сначала в Дагестане, потом в Чечне. Там была подготовлена очень серьезная база, ваххабиты фактически завлекали людей, уверив их в том, что здесь готовится чуть ли не всеобщее восстание, что новичков ждут с распростертыми объятьями (история с селами Чабан-махи, Тара-махи и другие уже всем хорошо известна).

Как, по-вашему, причины того, что война в Чечне до сих пор продолжается, нужно искать в Чечне или уже в Москве?

Ответ.Несомненно, корни тянутся в Москву. Именно здесь была развязана еще первая война. Я был абсолютным гарантом того, что с Дудаевым можно было покончить без войны, без разрушений, без крови. Нет, захотели поиграть в войну. В результате похода 26 ноября 1994 года погибло более 200 ребят-чеченцев, потом началась.внутренняя война, а затем – федеральные войска вторглись в Чечню. Самое главное - то, что очень опасно развязывать войну с элементами гражданской войны. Если бы не было этого поражения военной оппозиции или, другими словами, не было бы этой первой победы Дудаева и его соратников, эти трагические события могли вообще не начинаться. Я каждый день принимал соратников Дудаева, они страшно боялись России. Придут танки, самолеты все разгромят. Дудаев прекрасно знал мощь военных сил и не рассчитывал, что он победит, а тутпришли непонятные анархистские отряды, какой-то сброд «военной оппозиции» из Знаменского. Фактически отряд, который шел на Грозный, иначе как, сбродом, не назовешь (его возглавляли Автурханов, Гантемиров и Хаджиев).

Дудаевцы хорошо подготовились и разгромили их.. Некоторые российские танки остановились из-за нехватки топлива. Этот эпизод 26 ноября в огромной степени придал новый импульс режиму Дудаева.

Все мои усилия, направленные на то, чтобы не допустить такого вооруженного конфликта, потерпели крах. Считалось, что я со своей миротворческой группой сумел уже так обессилить режим Дудаева, что пихни его, и он свалиться. Они не учитывали горский и чеченский менталитет. Чеченцы, горцы очень не любят, когда кто-то извне на них нападает. Раз кто-то напал, то он враг. Тут же исчезают внутренние распри. Все мои многочисленные сторонники - сотни тысяч людей, которые готовы были по моему призыву тут же стать и на забастовки и на демонстрации против Дудаева, тут же повернулись и стали дудаевцами. Так началась эта страшная бесконечная первая война.

Насколько централизованно Масхадов держалЧечню?

Ответ.Централизованно он не держал, это я могу точно сказать. Как раз он и не хотел централизации. Потому что он, фактически являясь президентом Чеченской республики, на самом деле уже через год после выборов в конце 1997года выступал как один из воинских начальников, один из командиров этих боевиков. Он бесконечно лавировал, пытаясь уступить одному, второму. Сделал Басаева премьером, тот, конечно, развалил все, что можно было. Потом ушел с позором. Масхадова никто не считал президентом, потому что он показал себя абсолютным нулем, совершенно ни к чему не способным. Экономикой он не занимался, оказанием помощи в отношении людей он не занимался. Я давал ему много советов и разработал целый трактат, что делать для восстановления республики и наведения порядка. Я ему задаю такой вопрос: Аслан, сколько у тебя было вооруженных людей, когда ты брал Грозный в августе? Он говорит, что около двух тысяч человек. Я говорю, а сейчас сколько, он говорит, что сейчас людей вооруженных в республике 30 тысяч. Я говорю, ты знаешь к чему придешь, если немедленно не разоружишь, ты потеряешь власть. Народ страдает, кругом одни мародеры, хищение, бандитизм, торговля оружием, наркотики, ты за это когда возьмешься? Он говорит, как же я могу разоружить, они воевали вместе со мной. Я ему: «Ты же говорил, что у тебя было всего 2 тысячи человек, ты из этих людей возьми и сделай милицейские силы, Москва тебе поможет в этом вопросе, сделай кадровую армию, договорись с федеральным центром. Направь эти 2 тысячи человек разоружить все эти отряды. Установи контроль над всей республикой». Но он человек безвольный не смог и не захотел это делать.

Причем он стал на себя взваливать роль главного пропагандиста. Бесконечные выступления по телевидению, бесконечные нравоучения. Вместо того чтобы объединять народ он сам стал сильнейшим раздражителем, фактором провокаций.

В 1992 году Масхадов был спешно уволен из армии и направлен к Дудаеву. Дудаев его не любил, когда два военных - один генерал, другой подполковник оба из одного ведомства, естественно взаимное раздражение и недовольство, Дудаев стал подозревать, что федеральный центр ему не доверяет, и Масхадова рассматривают как его дублера в будущем. Доходило дело и до личных оскорблений в адрес Масхадова («ослиные уши» – это Дудаев так говорил).

Первая война отличалась от второй. Первая была спровоцирована кремлевскими чиновниками. Вторая война была полностью на совести Масхадова и его сподвижников. Она началась как агрессия с нападения на дружеский Дагестан. Это вызвало огромное противоречие между чечеенским и дагестанским народом. В первую войну там был дух все-таки другой, не те романтические ожидания. Ко второй войне обстановка совершенно изменилась к худшему. Четыре месяца я находился в Чечне, когда был похищен мой брат, профессор грозненского университета, в октябре 1996 года. Он 30 лет был деканом исторического факультета университета. Я все эти месяцы тогда занимался поисками брата. Я хорошо знал всю внутреннюю обстановку и я видел, что у людей выбора-то не было. Из всех зол Масхадов казался меньшим злом, вот они его и избрали президентом в январе 1997 года. Но он оказался очень плохим правителем, ни на что хорошее не способным.

Руслан Имранович, у вас уже тогда был огромный авторитет в Чеченской республике, в том числе и среди полевых командиров. Вы хотели выставить свою кандидатуру на выборах?

Ответ. Я не хотел этого, я единственно хотел помочь им разобраться, дать нужные советы, прежде всего в области экономики и кадровой политики. Я перенес тяжелые времена из-за кремлевских деятелей, они расстреляли парламент, много натворили иных бед, не позволили мне решить проблему кризиса в Чечне мирным путем. Поэтому опять ввязываться и брать эту ношу при явном негативном ко мне отношении Кремля я не хотел. Так что я вовсе не собирался стать президентом в этой несчастной республике. Я дал согласие, чтобы стать там главой группы консультантов для того, что бы как- то помочь им и в экономическом плане. Думал, что мои советы как экономиста, понадобятся. Надо отметить и то, что фактически эти три года, когда Масхадов находился у власти, республика Чечня фактически была признана Россией в качестве самостоятельной. И руководители этой республики имели возможности показать всему миру, что они не случайно пришли к власти.

Чеченское руководство могло найти пути для формирования нормальных отношений с федеральными властями России. А они избрали другой путь – путь разбоев и насилий над людьми. Стали держать людей в страхе. Бурным цветом стали расцветать религиозные секты. Преследование инакомыслящих достигло гигантских масштабов. Насилие над людьми было буквально тотальным: снимали какие-то дикие фильмы, показывали их по телевизору.

К 1998 году, уже через год абсолютное большинство населения стало просто смеяться над своим президентом, то есть Масхадовым. И я думаю, как бы он там не открещивался от этого нападения на Дагестан, он причастен к этому. Я думаю, что это верхушка во главе с Масхадовым решила отвлечь народ. В Дагестане такие же экстремисты подготовили соответствующую почву. И они решили, что пора нам объединяться. Эти события удачно совпали с федеральной президентской компанией в России.

В книге Николая Трошина, генерала, начальника Объединенной группировки войск в Чечне, написано, что население Дагестана было возмущено нападением боевиков в 1999 году, даже духовенство готово было дать отпор, нужно было вооружить повстанческие отряды, которые сами были готовы дать отпор. На протяжении нескольких лет эти села Карабан-махи, Чабан-махи никто не трогал. Они жили своей замкнутой жизнью.

Ответ.Совершенно верно. Я знаю многих глав администраций из приграничных районов Дагестана.. Эти люди бывали у меня дома в Москве, мы пили чай, они рассказывали мне такие удивительные факты, о которых я даже не знал. Например, перед вторжением этих авантюристов с территории Чечни был убран целый полк федеральных сил десантников. Когда шли якобы бои, Басаев говорил оставшимся жителям: прячьтесь в мой дом, его не разгромят. Действительно люди пересидели в доме, который был для них как бы штаб квартирой. Когда боевики организованно сели в машины и поехали по горной дороге обратно в Чечню никто их с верху не атаковывал, хотя они были видны как на ладони. Только после того, когда они ушли, началась яростная бомбардировка этих сел.

Были слухи, Шамиль Басаев был подготовлен в КГБ.

Ответ. Да это и не секрет. Многие считают, что большая часть командиров тесно связана с определенными российскими службами, хотя и не только с российскими.

В прессе появлялась информация о наемниках из арабских стран?

ОтветЭти наемники прибывали в Чечню частным образом. Поэтому упрекать государства Саудовскую Аравию и арабские страны я бы не стал. Хотя с точки зрения геополитических интересов, эти державы были бы заинтересованы в том, чтобы весь Северный Кавказ отошел от России.

Я много раз предлагал свои услуги федеральным властям, хотелось поскорее установить мир. Мы создали совет по урегулированию ситуации в Чеченской республике, я был избран председателем этого совета. Было послано официальное письмо на имя Владимира Путина с просьбой принять Совет или хотя бы правление Совета, председателя профессора Хасбулатова. Многие известные деятели Чечни и делегации, приезжали и просили президента принять Хасбулатова, поручить какую-то серьезную роль в улаживании этого конфликта, учитывая его влияние в Чечне и на Кавказе. Он так и не принял никого из Совета. В одной из последних делегаций приехал Хамсолт Дачаев, Герой Советского Союза. Это звание он получил в 20 лет, после этого он был направлен в военное училище, окончил его и в Берлине командовал комендантской ротой в одной из комендатур. Это легендарная личность. Он встречался, например, с Берия, с Ворошиловым, с Буденным. Этот старый больной человек приехал, ждал две недели в гостинице Россия, не дождался, уехал и умер. Его даже не приняли.

Я в целой серии своих крупных публикаций высказал совершенно ясную мысль, что федеральные войска и генералы не хотят закончить войну, потому что эта война дает им выгоды, они занимаются хищением нефти, фактически единственный источник у населения республики, опираясь на который они могли бы восстановить свою республику. Этот единственный источник уничтожается и расхищается российскими генералами. Другие получают звания и чины, незаслуженные награды. Все они заинтересованы в продолжении войны.

Чтобы начать крупномасштабные восстановительные работы, надо остановить войну. Я допускаю, что Путину эта война не к чему. Но военные, я уверен, хотят вести войну, подставляя своего любимого президента, в верности которому клялись.

Даже не помогают кадровые перестановки, сделанные министром обороны?

Ответ. Здесь все зависит от многих факторов, в том числе и от людей. Если бы тем же генералам, была поставлена задача -поймать или сами окажетесь далеко и без генеральских погон, то поймали бы всех бандитов быстро. Однако перед ними так жестко никто не ставит этой задачи.

Фактически, находясь в Чечне, российские генералы становятся самостоятельными единицами, как бы тоже командирами боевых отрядов. Из-за полной бесконтрольности идет разложение армии. Высокая степень политического влияния армии - признак слабых развивающихся обществ. Вспомните, ведь при той же КПСС генералы знали свое место и пикнуть не могли против гражданских партийных деятелей. А теперь они заняли неадекватно высокое положение, причем ничего победного они не сделали, а фактически растеряли и растранжирили все военное могущество.

Как по вашему эту войну все-таки можно завершить?

Ответ. Я уже говорил, если меня пригласит Путин и скажет, Руслан Имранович, снимите с меня головную боль, я готов буду решить эту задачу за 2-3 месяца, причем не надо никого снимать: ни Кадырова, пусть он работает в республике, ни какого-то министра по делам Чечни, который назначен. Если на меня будет возложена эта ответственность, я смогу решить эту проблему и для народа и для Кавказа и для российского президента и для российского общества.

В последнее время кто-то распространяет слухи, о том, что я был приглашен к Путину, и он мне предложил какое-то место для решения этих проблем, но я якобы не был доволен, начал высказывать какие-то претензии, торговаться и так далее в этом духе. Я думаю, что кто-то заинтересован в распространении таких слухов. Поэтому я специально говорю так подробно об этом вопросе - мне никаких предложений сделано не было. Я готов помочь ради людей и отечества, не ради каких-то должностей, я их перевидал немало .

И еще одно: никакого сходства международный терроризм, атаковавший американский народ 11 сентября, не имеет с событиями в Чечне. То, что происходит в Чечне – это война двух разрушительных сил против чеченского народа, то есть, - федеральной армии и чеченских боевиков. Обе эти силы отвергаются мирным населением Республики, поскольку они приносят горе и страдание в их дома.

Беседовал Илья ТАРАСОВ

Автор Игорь Латунский
Игорь Латунский — журналист, интервьюер, политолог
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить