Счастливая Россия: закон, дороги, инженеры?

Рецепт счастья целой страны — вопрос непростой, но важный для всех нас. Научный журналист Владимир Губарев, лидер группы "Пилот" Илья Кнабенгоф, глава агентства Greenpr Дамир Халилов и частный агент по недвижимости Алексей Алешко продолжают делиться своим пониманием счастья для всех с "Правдой.Ру" в рамках проекта "Формула счастливой России".

Научный журналист, писатель, драматург Владимир Губарев

Формула счастливой России — это звучит парадоксально: ну как можно придумать формулу счастья? Страна не может быть счастливой вся, она может быть процветающей. Поэтому я буду говорить не о счастливой России, а о процветающей. Что для этого нужно? Как ни странно, даже не три кита, а два — это наука и образование. И прежде всего образование.

Что меня поражает сейчас? Ограниченность, узконаправленность и попытки создать не образование как таковое, а образование в образование. Например, огромное количество экономистов. Как можно производить экономистов, когда экономика зависит только от сырья? Они не нужны. Или огромное количество финансистов. Как можно производить огромное количество финансистов, когда ясно, что финансовые структуры тормозят развитие экономики, как ни парадоксально это звучит? Поэтому образование прежде всего нужно инженерное. Я не говорю о том, что гуманитарное образование не нужно, гуманитарное образование необходимо, но сейчас явный перекос именно в сторону группы гуманитарных образований.

Читайте также: Счастливая Россия: малый бизнес и кино?

Это приведет к печальным последствиям. Небольшое количество высококлассных специалистов, которых мы будем получать, будут уезжать за рубеж и работать в Соединенных Штатах и в Европе, а у нас они не будут оставаться, потому что промышленность не соответствует. Помимо того, чтобы говорить о процветающей России, нужно развивать прежде всего инженерные специальности, нужно развивать промышленность настоящую, не мнимую, не нефть и газ — это ерунда, а вот машиностроение, электронику. Сегодня этого нет. Недавно я был в одной фирме, где делают искусственные спутники Земли, и с удивлением узнал, что уже мы не можем изготавливать собственные искусственные спутники Земли без западных комплектующих. Это неправильно. Это не говорит о том, что мы якобы входим в мировое сообщество — ничего подобного. Дело в том, что мы лишаемся уникальных специальностей, уникального производства.

И второе — наука. Ну, как можно говорить в XXI веке о том, что мы будем что-то покупать? Самое дорогое, самое востребованное в мире — интеллект, идеи. Именно новые идеи и новый интеллект преображают мир. Это мы хорошо видим на примере интернета, всяких разных программ. Но вскоре придет новая научно-техническая революция. Ясно, что она будет связана с геномом человека, с биологией, с познанием жизни во Вселенной, с астрофизикой, с глобальными проблемами — а у нас именно в этих областях дефицит специалистов, оборудования, средств. Мы бросаем деньги на что угодно, кроме тех областей, которые обеспечивают будущее. И, мудрость политиков, мудрость руководителей страны должна заключаться не в том, чтобы повторять чужие Силиконовые долины, а в том, чтобы создавать принципиально новые производства, зачатки которых нужно разглядеть. А для того, чтобы их разглядеть, нужно быть мудрым и образованным человеком. Кстати сказать, такие зачатки есть — я видел их множество в разных научных центрах страны, разбросанных от Москвы до Иркутска, до Владивостока и Новосибирска. Ребята, поддерживайте только это, и тогда мы будем говорить о процветающей России, что мы назвали счастливой.

Смотрите видео

Лидер группы "Пилот" Илья Кнабенгоф:

Если говорить о формуле счастливой России, то надо было бы внести пару статей в УК ипо каждой статьеназначить 20 лет каторжных работ. Первая статья была бы статьей о коррупции, а вторая статья — за лжесвидетельствование по делу о коррупции, с одинаковым сроком. Но, мне кажется, что это все равно не спасет, потому что главная проблема в том, что законодательство в стране просто не работает. Законы не исполняются теми, кто их издает и придумывает, и вся страна это видит.

Это как главный парень на деревне: что он делает, то повторяет за ним вся деревня. Что делает глава семьи, то и вся семья повторяет. В нашей стране прекрасно знают и видят, как главенствующие люди нашего государства, стоящие на высокопоставленных постах, плюют на законы, не исполняют их и друг друга покрывают — идет круговая порука. Поэтому обычного человека, сбивающего пешехода на дороге в пьяном виде, сажают на 8 лет. А если какой-нибудь гаишный начальник, который в пьяном виде несется по встречке, сбивает насмерть человека, ему просто ничего за это не будет. Вся страна это прекрасно видит и знает. Все знают, как и что покрывает, кем и где торговля наркотиками. Поэтому все понимают, что это чистое лицемерие, фарс и цирк. Вся страна смотрит на людей, на которых она должна равняться, и действительно на них равняются. Поэтому вся страна так и живет — коррупцией, обманом, ложью и воровством.

Читайте также: Счастливая Россия: спорт, честность, победы?

Поэтому я считаю, что формула счастливой России заключается в том, чтобы издаваемые законы применялись ко всем равно, начиная от дворника до президента, независимо оттого, какое положение человек занимает в обществе и в системе.

Руководитель smm-агентства Greenpr Дамир Халилов:

Формула счастливой России — это принципиально новая, качественная система образования. Образование, наряду с наследственностью и воспитанием — это три фактора, которые максимально влияют на состояние человека и, соответственно, на состояние общества. До тех пор, пока у нас будет оставаться настолько архаичная система образования, как сейчас, мы будем иметь то общество, которое мы имеем.

Основные недостатки современной системы образования в России — это его архаичность, немодульность и непрактичностть. Архаичность — в том, что до сих пор у нас преподают специалисты и даже не всегда специалисты еще советского периода, люди, у которых зачастую нет практики в тех вещах, о которых они рассказывают. Второй недостаток — это немодульность. Человек не имеет возможности выбирать те предметы, на которых он хочет сделать акцент. В итоге мы получаем ксероксы специалистов, которые знают всего понемногу, но не имеют какого-то действительно тематического акцента. Третий недостаток — это непрактичность этого образования. Мы получаем теоретиков, которые что-то прослушали, а потом приходят на работу и учатся своей профессии заново.

Зачастую это приводит к тому, что, скажем, мы, когда принимаем людей на работу, мы вообще не смотрим на их образование, потому что это не имеет никакого влияния на то, как они будут работать. Однако вместо того, чтобы менять и реформировать систему образования, мы видим, что происходит обратная ситуация: сокращается количество вузов, они закрываются, и это приведет к еще большему отставанию.

Я считаю, что если мы изменим систему образования, если мы сделаем ее качественной, практичной, соответствующей мировым стандартам, то мы получим более яркое, более эффективное общество, чем-то, которое мы имеем сейчас.

Смотрите видео

Блогер, писатель, частный агент по недвижимости Алексей Алешко:

Кто решил, что России вообще нужна какая-то формула для счастья? По моему глубокому разумению, у России для счастья есть все. У нас есть ресурсы, у нас есть абсолютно шикарная природа, у нас естьогромные просторы. Единственная наша беда в том, что мы не можем до этого дотянуться. Возможно, я сейчас скажу слишком избитую фразу, что дороги — это кровеносная система экономики любого государства, но, тем не менее, это так. У нас есть все, но мы не можем туда попасть. Во всем мире на дорожное строительство тратятся от 3 до 4,5 процента ВВП — это притом, что там много дорог (возьмем Европу). А у нас тратится всего-навсего 1 процент, и мы очень этим гордимся, вроде бы как этого достаточно. О том, как тратится этот 1 процент, можно вообще не говорить — достаточно посмотреть на дороги, и все сразу станет понятно. Более того, вместо повышения качества, мы почему-то, наоборот, стремимся его понизить. За примерами далеко ходить не надо. До прошлого года у нас ямами считалось только то, что более 60 сантиметров. Вот еще бред — что за ГОСТ на ямы! А с прошлого года ямы только 1,5 метра — ГОСТ подняли. Получается, что, несмотря на все инновации, новые технологии и так далее, мы так и не научились делать дороги, чтобы на них были ямы меньше полутора метров.

Но если мы такие дураки, может, позовем иностранцев, как это в свое время сделал царь Петр Алексеевич? Они ему помогли построить флот, и Россия стала великой морской державой. Может, они нам помогут и дороги заодно построить? Но только, пожалуйста, по их ГОСТам, на которых ямы не предусмотрены вовсе.

Читайте также: Счастливая Россия: спорт, честность, победы?

Мы кричим о том, что у нас вот в городах невозможно жить, цены на недвижимость огромные. Так дайте людям возможность уехать от города подальше! Пусть будет дорога, по которой он за 10 минут будет проезжать 30 километров и оказываться в своем небольшом домике, где живет его жена и дети, а муж ездит на работу в город. А в настоящий момент он не может по этим дорогам поехать в город, он обязан быть в городе, чтобы там работать. Сужу по себе: я бы с превеликим удовольствием жил за городом и ездил на работу в Москву, но я не могу этого сделать, потому что на въезде в Москву я попаду в пробку и сколько времени я потрачу, неизвестно. Пусть бы эта дорога была платной, я бы за нее платил — но и ездил. И таких как я, уверен, огромное множество. Схлынул бы спрос с городов, пошла бы вниз цена на недвижимость, в глубинках появился бы спрос на услуги, потому что переехавшее туда население нужно кормить, поить, одевать, развлекать. Соответственно, стало бы развиваться малое предпринимательство, которое тоже сейчас в своей неуемной энергии ломится в большие города, оно не находит для себя занятия в глубинке, где население раз-два и обчелся. Следом за этим начала бы расти и общая экономика.

Уже давным-давно подсчитано, что 1 процент ВВП, вложенный в дорожное строительство, дает практически четверть процента прироста экономики. Везде работает, а у нас почему-то с этим не считаются. Почему? Для меня абсолютно непонятно.

Более того, наши властьпридержащие не понимают, что из-за этих дорог у нас и цены в держатся на таком, очень серьезном уровне. Крайне просто посчитать, что фура, которая везет товар по разбитой дороге, потратит гораздо больше топлива, чем она же, проехавшись по нормальной автостраде. Более того, из-за этих же дорог у нас самые большие нормы потери товара при транспортировке, что сказывается на цене товара. Были бы нормальные дороги — и цены на товары бы упали, это элементарные экономические истины. Не надо нам ничего для счастья, у нас для счастья есть все. Но нам до этого просто нужно суметь дотянуться — просто нужно построить нормальные дороги.

Смотрите видео

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить