Облачно, местами осадки в виде... камней

Недавно обнаруженная экзопланета COROT-7b преподнесла астрономам сюрприз. Здесь регулярно идет дождь. Однако если бы на этом небесном теле существовала органическая жизнь, ей бы пришлось несладко. Ведь вместо воды на COROT-7b с неба падают камни и расплавленные металлы. О том, как это происходит, "Правда.Ру" побеседовала с сотрудником Государственного астрономического института им. Штейнберга Николаем Поташовым.

Американские планетологи из Университета Сент-Луиса смогли построить компьютерную модель атмосферы экзопланеты COROT-7b, обнаруженной менее месяца назад в созвездии Единорога.

Это небесное тело по многим параметрам похоже на нашу Землю, но расположено слишком близко к своей звезде, что исключает возможность существования на ней органической жизни.

Вместе с тем, модель показала удивительные результаты – получается, что на COROT-7b существует климат и регулярно выпадают осадки. Однако, в отличие от привычного нам дождя из воды, с небес экзопланеты падают каменные осколки и расплавленные соединения металлов.

Читайте также " Грядет знакомство с близнецами Земли "

Поскольку ученые располагают лишь толикой знаний об этой планете, при расчете использовались четыре наиболее популярные теории, описывающие COROT-7b и происходящие в ее атмосфере процессы. Тем не менее, все варианты дали одни и те же итоговые результаты, что говорит об их высокой достоверности.

Согласно расчетам, химические элементы из каменных пород поднимаются в атмосферу экзопланеты, где конденсируются и выпадают в виде осадков. Процесс этот практически беспрерывен, и ежедневно на поверхность небесного тела изливается дождь из серы, магния, железа, алюминия, свинца, кальция и моноксида кремния.

Ученые установили, что в верхних слоях атмосферы планеты образуются "каменные облака", содержащие в себе все эти вещества, равно как и крошечную пыль кремниевых пород.

Руководитель исследования доктор Брюс Фэджли считает, что основа этих атмосферных осадков кроется в огромных лавовых озерах и даже морях, лежащих на поверхности COROT-7b.

Те же расчеты показывают, что иногда на экзопланете выпадают осадки и в виде каменных осколков.

Облачно, местами осадки в виде... камней
Подобно земному граду, здесь происходит настоящий камнепад из мелких кусков породы размером с гальку. Если бы на планете существовала жизнь, ей сильно бы не поздоровилось при такой погоде.

Как может существовать столь необычный "металлический" климат? С этим вопросом журналист "Правды.Ру" обратился к сотруднику Государственного астрономического института имени Штейнберга Николаю Поташову . Российский ученый считает, что сначала следует изучить природу феномена, и лишь после этого говорить о сенсационном открытии.

"Нам уже знакомы необычные круговороты веществ на планетах и лунах Солнечной системы – например, осадки из метана и этанола на спутнике Сатурна Титане. Однако в случае с COROT-7b к подобным выводам надо подходить очень внимательно.

Мы имеем дело с планетой, которая расположена весьма близко к светилу – на расстоянии в 23 раза меньшем, чем между Землей и Солнцем. Эта близость в совокупности с высокой температурой ядра COROT-7b служит отличным катализатором для постоянной вулканической активности.

Причем не стоит забывать, что одна сторона планеты всегда повернута в сторону звезды, и температура на ней достигает 2000 градусов Цельсия.

Кроме того, исследование планеты показало, что она, подобно Земле, состоит преимущественно из кремниевых каменных пород, а значит, на ней не исключено существование массивных тектонических плит.

В таком случае налицо будет не странный климат, где вместо воды с неба падают металлы, а непрерывная сейсмическая активность.

Подобные процессы можно наблюдать, конечно, в более скоромных размерах, и на Земле во время извержения вулканов. Выбросы пепла, содержащего разнообразные химические элементы, сопровождают все тектонические процессы.

Следует разобраться, что же на самом деле происходит на COROT-7b – бесконечное извержение вулканов или альтернативный круговорот элементов в природе.

Но какими бы ни были результаты, сам процесс изучения экзопланеты очень интересен и даст нам возможность разработать и внедрить новые методики исследования объектов дальнего космоса".