У любви и ненависти – один исток. Физиологический

Окситоцин – необычный гормон, вырабатываемый в гипоталамусе человеческого мозга. Именно он отвечает за чувство эмпатии, возникающее у людей при общении. Окситоцин также считают главной движущей силой материнского инстинкта. А недавно биологи из Университета Хайфы обнаружили еще одно, диаметрально противоположное, свойство окситоцина, – оказывается, он вызывает раздражительность и зависть.

В женском организме окситоцин особенно активно вырабатывается после рождения ребенка, и, по сути, является химической составляющей материнского инстинкта. Ученые давно пытались выяснить, можно ли влиять на поведение людей, искусственно повышая концентрацию окситоцина в организме.

В ходе серии испытаний добровольцам вводили искусственно синтезированный гормон. Под воздействием такой «накачки» участники эксперимента проявляли большую склонность к альтруистическим поступками и охотно шли на контакт с окружающими.

Читайте также "Над водителями тяготеет наследственность?"

Одновременно провели и другие опыты – на грызунах. У крыс и мышей повышение уровня окситоцина в крови привело к проявлению менее приятных черт характера: животные становились агрессивными.

Израильские ученые продолжили изучение влияния окситоцина и провели двухэтапный опыт с участием 56 добровольцев. Участников эксперимента разделили на две группы. Первая получала дополнительный окситоцин на первом этапе и безвредное плацебо – на втором. Другая группа принимала вещества в обратном порядке.

В ходе эксперимента ученые создали все условия для пробуждения в добровольцах раздражения и зависти. Так, испытуемые должны были сыграть с противником в простую игру – угадать, за какой из трех дверей скрывается приз. Обнаруженные деньги доставались победителю. Размер выигрыша в каждом туре менялся, что должно было способствовать накаливанию атмосферы.

Оказалось, что те из добровольцев, кто на момент теста потреблял окситоцин, демонстрировали больше агрессии и раздражительности, когда выигрывал оппонент, и не скрывали злорадства в случае его проигрыша.

«Подводя итоги, можно сказать, что окситоцин является единым гормональным переключателем социальных эмоций, - говорит руководитель исследования Шимон Шамай-Цури. – Когда человек испытывает положительные эмоции, гормон делает его более открытым для общения.

А при отрицательных ощущениях окситоцин усиливает их и вызывает соответствующую реакцию. Сейчас мы пытаемся определить точную роль гормона в управлении социальной активностью, и рассматриваем возможность использования окситоцина в качестве средства борьбы с аутизмом».