Юрий Соломатин: чернобыльская проблема приватизирована кучкой заинтересованных лиц

Горькая правда о судьбе атомной энергетике в Украине, содержащаяся в интервью патриарха украинской атомной науки академика Виктора Барьяхтара (Зеркало Недели, № 29, 4 августа 2001 года, «Атомная промышленность должна выйти из подполья») подтолкнула меня еще раз к теме, сформулированной в названии статьи.

Однако для начала фрагмент прямой речи из упомянутого интервью: "Грустно, что в пылу борьбы с атомной энергетикой мы в свое время не закончили блоки на Ривненской и Хмельницкой АЭС. Они были готовы на 95%. И мы могли их запустить их еще в 1992 году. То есть, они уже 8 лет давали бы по 7 млрд. кВт/час электроэнергии каждый. В пересчете на деньги получается 1 млрд. долларов утраченного дохода! Тогда говорились высокие слова заботы о народе, о безопасности и под мудрым руководством товарища Яворивского в итоге закрыли два самых совершенных и безопасных блока украинской атомной энергетики… Более того, даже отказались получить топливо для них в 1991 году! Это ярчайший пример стратегической слепоты, неумения понять, что нужно собственной державе для ее развития!"

Наломал дров писатель Яворивский и в собственно чернобыльских делах. Именно об этом речь в предложенной статье.

Фраза великого русского поэта А.Пушкина «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман», полемически использованная им в утвердительном контексте, может быть на 100% применена к современным проблемам Чернобыля от Яворивского. Слово «тьма» было применено поэтом в старославянском понимании, как тысяча тысяч. Добываемая буквально по крупицам чернобыльская правда, то есть, «тьма низких истин» (в грамм добыча – в год труды) современной государственной элите не нужна, для нее дороже «нас возвышающий обман» мифов и табу, сложившихся во время «демократического наступления» 1986–91 гг.

Именно об этом свидетельствуют вот уже три года не востребованные материалы сборника № 7 “Ретроспективно-прогнозные дозы облучения населения и общедозиметрическая паспортизация 1997 года населенных пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы” (обобщенные данные за 1986-97 гг.).

Этот выдающийся, но, к сожалению, совсем неизвестный для широкой общественности научно-практический документ подготовлен отделом дозиметрии НЦРМ АМН Украины, одобрен председателем НКРЗ Украины академиком Д.М.Гродзинским и утвержден 1 сентября 1998 года министром здравоохранения Украины А.М.Сердюком. А это означает, что документ формально набрал официальную силу и с 1999 года обязателен для применения всеми органами государственного управления, имеющими отношение к решению чернобыльских проблем. Однако, воз и ныне там… Почему?

Один из законов теории информации утверждает, что количество новой информации, которую способен воспринять (понять, усвоить) человек, прямо зависит от того, сколько этот человек знал в момент поступления новостей. Если априорных или благоприобретенных знаний у человека достаточно, тогда возникает понимание и соответственно интерес к новости, делается ее адекватная оценка. В противном случае новая информация падает, как зерно на неподготовленную почву и не прорастает в ней, а вместо ростков нового знания продолжают буйно произрастать бурьяны и чертополох.

Это особенно важно для журналистов. Квалифицированный журналист имеет, как правило, два образования: журналистское и в избранной области деятельности. Именно поэтому в ряде европейских стран (Франция, Германия и др.) журналисты, работающие в освещении проблем атомной энергетики и радиационной защиты населения, имеют второе высшее, как правило университетское образование в области ядерной физики. Они на постоянной основе участвуют в многообразных научных семинарах и симпозиумах,что позволяет им на высоком профессиональном уровне освещать суть современных проблем в этой области знаний. Бывает и наоборот (правда, крайне редко), когда специалист или ученый, сознавая свою ответственность за объективное освещение новой информации из своей области знания, сам на ходу становится публицистом.

К сожалению, совсем не так, как в цивилизованной Франции которая вырабатывает до 80% электроэнергии на АЭС, происходит в области проблем атомной энергетики и радиационной защиты населения у нас. Каждый журналист или депутат считает себя великим «профи» в области атомной энергетики и Чернобыля, а фактически обречен на пережевывание стиморола искусно созданных табу и мифов, перекочевывающих из одного нудного пресс – релиза в другой.

У художника Питера Брейгеля Старшего (16 век) есть аллегорическая картина«Слепые». Цепочка нищих людей, жалких, оборванных и грязных, двигается, подняв вверх глаза и держась друг за друга. Эти люди – слепы. Первым величественно шагает к близкой пропасти поводырь. Он тоже слепой. Абсолютное большинство наших журналистов, самоуверенно пищущих на чернобыльские темы, напоминают мне этих людей. А поводырем для них до сих пор являются такие писатели и публицисты как В.Яворивский, Ю.Щербак, Л.Ковалевская и др. Большинство из них не только недостаточно образованы (эта беда поправима), но не знает и не хочет знать о своем невежестве. Воинствующем невежестве, которое уже превратилось в национальный мазохизм.

Но, прежде всего, несколько слов о том, о чем идет речь в упомянутом выше документе? В соответствии с многократными обращениями народных депутатов Украины, избранных от пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы территорий, и во исполнение соответствующего постановления Верховной Рады Украины, отечественная наука и исполнительная власть выдали, наконец-то, официальные сведения по состоянию на 1998 год по накопленным (ретроспективным) и прогнозным за 70 послеаварийных лет дозам для 2161 населенных пунктов, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения.

Следует напомнить читателям, что еще в феврале 1991 года Верховным Советом УССР была принята широко известная «більш гуманна» 7-бэрная концепция радиационной защиты населения. Суть этой концепции сводится к тому, что население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, не должно получить дополнительную, сверх до аварийного уровня, дозу облучения более 7 бэр за 70 лет жизни, т.е. среднестатистически не более 0,1 бэр в год. А доаварийный природный и техногенно-усиленный уровень составлял 35 бэр за 70 лет жизни. То - есть, дополнительные за счет Чернобыля дозы не должны превысить 20% от до аварийных.

Здесь было бы целесообразно, на мой взгляд, возвратиться к тем условиям и обстоятельствам, в которых подготавливался и принимался в феврале 1991 года пакет законов, связанных с чернобыльской трагедией.

Это была эпоха тотального шельмования той власти, которая в те времена была, за отсутствие гласности по проблемам Чернобыля и «приховывание» доз.

Вот как чистосердечно излагал это тогдашний народный депутат Украины, председатель чернобыльской парламентской комиссии, писатель В.Яворивский в своем выступлении 5 февраля 1991 года на сессии Верховного Совета УССР: «А теперь взглянем на Чернобыль с высоты 1991 года. Мы прошли путь от лжи и фальши к правде». Далее пан Владимир делает наезд на преступную «имперскую» 35-бэрную концепцию радиационной защиты населения, позорные (с его точки зрения) критерии МАГАТЭ и провозглашает:

«Те люди, которые пребывают в наших зонах, могут набрать максимум 111 бэр и минимум 53 бэра за жизнь. А теперь сравните это с 35-бэрною концепцией Ильина, против которой мы с вами воевали!»

Так это виделось в1991 году. Запомним эти цифры! Шли годы, была проведена дозиметрическая паспортизация, мы еще больше приблизились к истине. Понятно, что в первые годы после аварии дозы были больше, потом они пошли на спад. Более того, теперь ученые утверждают, что в первые два после аварийных года население уже получило до 80% дополнительной дозы за 70 лет жизни. Теперь эти закономерности хорошо изучены и использованы при расчетах ретроспективных и прогнозных за 70 лет жизни доз. При этом открываются интересные, уникальные данные, которые имеют большое общественное звучание и заслуживают внимания широких слоев нашего общества, которое вот уже более трех лет остается о них в неведении. Очередной этап замалчивания?

А правда такова. Превышение дозового предела 7 бэр за 70 лет жизни прогнозируется только для 30 (тридцати) населенных пунктов из 2161, отнесенных к разным зонам радиоактивного загрязнения, что составляет менее 2% от их количества.

Эти 30 населенных пунктов расположены в двух наиболее загрязненных областях: Житомирской (15 населенных пунктов в 5 районах) и Ровенской (также 15 населенных пунктов – в 4 районах). Прогнозные за 70 лет жизни дозы для этих населенных пунктов составляют в среднем до 10 бэр, не превышая 26 бэр.

Если сравнить эти научно всесторонне обоснованные данные по дозам с данными экспертов В.Яворивского («нас возвышающий обман» - максимум 111 бэр и минимум 53 бэра), то по большому счету возникает вопрос к бывшим парламентским «героям чернобыля»: «О чем шумели Вы, народные витии?». И на каком основании? Дозы, самоуверенно выкрикнутые в сессионный зал ватажком «чернобыльских командос», оказались завышенными от 5 (пяти ) до нескольких десятков раз! Но эта горькая правда до сих пор никому не нужна! В том числе природоохранной прокуратуре. Так состоялась политическая приватизация чернобыльской проблемы группой весьма заинтересованных лиц.

Почему так произошло? Вопрос риторический! Не потому ли, что признание правды о Чернобыле будет признанием в вопиющей некомпетентности целого ряда известных политиков и профессиональной несостоятельности обслуживающих их ученых и будет означать для них моральный приговор на отстранение от общественно-политической деятельности без права помилования на всю оставшуюся жизнь? И не только. А между тем писатель Яворивский уже оседлал с чьей-то помощью Национальное радио и каждую неделю выступает с политическими проповедями.

Кстати, в последние годы по расчетам, основанным на действующем законодательстве, Чернобыль стоит Украине около 6 млрд. гривен в год, а в бюджете финансирование предусматривается в объеме только 1,8 млрд. гривен (26% от потребности). Это вполне ясно: наше родное Правительство не хочет брать на себя груз политической ответственности за многолетний обман! И фактически поэтому Чернобыль финансируется еще в меньшем объеме – 1,5 млрд. гривен в год (88% к утвержденному госбюджету). Все при деле – от государственных чиновников до депутатского корпуса всех уровней. Словом, для кого война, а для кого и мать родна! Только когда наше больное общество поймет это? Или дальше будем продолжать жить с этой раковой опухолью лжи?

Юрий Соломатин

Специально для ПРАВДЫ.РУ

Киев

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить