Земля - в зоне риска двух черных дыр

До недавнего времени считалось, что в центре спиральной галактики NGC 3393, расположенной в 160 миллионах световых лет от Земли, находится всего одна сверхмассивная черная дыра. Однако на днях группа ученых из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики при помощи рентгеновской обсерватории "Чандра" обнаружила неподалеку второй подобный объект.

Галактика NGC 3393 относится к сейфертовским, так называют галактики, имеющие яркое ядро и обладающие широкими спектральными линиями излучения. Они были описаны в 1943 году американским астрономом Карлом Сейфертом. Тогда ему было известно 12 галактик этого типа. Сейчас их открыто уже более тысячи.

Сейфертовские галактики идентифицируют по присутствию сильных эмиссионных линий с высокой степенью ионизации в спектрах и звездообразному ядру. Такие ядра называют также Активными галактическими ядрами (AGN'S), а сами галактики — Активными галактиками. К этой категории, впрочем, относятся не только сейфертовские галактики, но и также радиогалактики и квазары, отличающиеся высокой светимостью.

Читайте также: Черная дыра плюется гамма-лучами

Кстати, в 1965 году Д. Остербрук и Р. Паркер выдвинули гипотезу, согласно которой, активные ядра сейфертовских галактик следует рассматривать как миниатюрные квазары. В настоящее время к сейфертовским относят примерно 10 процентов от общего числа галактик.

Орбитальные телескопы "Чандра" и "Хаббл" выявили в NGC 3393 два рентгеновских источника, отстоящих друг от друга на расстоянии 490 световых лет. Сами по себе черные дыры не излучают: их масса и гравитация таковы, что они не могут выпускать из себя даже свет. Однако попадающая внутрь дыры материя разогревается и начинает испускать световые лучи в различных диапазонах.

Собственно, сам факт обнаружения "дуэта" черных дыр — не такое уж из ряда вон выходящее событие. Слияния спиральных галактик со сравнимыми массами довольно часто приводят к образованию галактик с двойным активным ядром и хаотичной структурой, в которых идет интенсивное звездообразование. Ранее астрономам уже удалось достаточно хорошо изучить некоторые из таких объектов — например, NGC 6240 с двумя ядрами, разделенными 2 600 световыми годами, или Mrk 463, интервал между ядрами которой составляет 13 000 световых лет.

По идее, еще чаще должны встречаться объекты, возникшие в результате слияний крупных галактик с галактиками меньших размеров, где также присутствуют пары активных черных дыр. Но в таких случаях спиральная галактика сохраняет совершенно обычный вид, поэтому наличие второй черной дыры обнаружить непросто.

NGC 3393, как полагают исследователи, образовалась более миллиарда лет назад, после столкновения двух галактик — большей и меньшей, в центре которых находились черные дыры. Когда произошло слияние, они стали вращаться вокруг общего центра масс.

"Если бы NGC 3393 располагалась на большем удалении, мы никогда не смогли бы отделить излучение одной ее черной дыры от излучения другой и не раскрыли бы сложную историю эволюции галактики", — заявил руководитель исследовательской группы Пепи Фаббиано.

"Было известно, что в этой галактике черная дыра существует, но никто не подозревал, что там не одна, а две, — комментирует профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ М. В. Ломоносова Анатолий Засов. — Довольно неожиданно то, что двойная черная дыра была найдена в галактике, выглядящей довольно пристойно, то есть не видно было, чтобы она с чем-то сливалась".

Теперь астрономам предстоит подтвердить свое открытие. Для этого необходимо замерить массы обеих черных дыр. Если они возникли после слияния большей и меньшей галактик, то масса одной из дыр должна намного превышать массу другой. Их общая масса предположительно составляет более миллиона солнечных.

По словам ученых, черные дыры, оказавшиеся у нас в "соседях", не представляют для Земли никакой опасности, зато дают возможность получше изучить процесс слияния двух галактик.