Век лабораторной мыши

В это году исполняется сто лет с того дня, когда американский биолог Кларенс Кук Литтл заложил первую генетически чистую популяцию мышей в результате скрещивания близкородственных особей. С тех пор лабораторные мыши являются неизменными участниками множества научных экспериментов в области биологии, фармакологии и генетики.

Для того, чтобы провести эксперимент, необходим подопытный. И наиболее подходящей кандидатурой на эту роль оказались домашние животные, разведение которым можно организовать и распланировать. В середине XIX века ученые регулярно ставили эксперименты на собаках и кошках, но чаще всего в научные лаборатории попадали одомашненные норвежские крысы – милые белоснежные грызуны с красными глазами. В 1856 году в одной из больниц Парижа был запротоколирован первый опыт с использованием домашней мыши.

Полученные в ходе опытов результаты необходимо сравнить, а для этого нужно, чтобы все подопытные были идентичны, то есть обладали одинаковым набором генов. И поскольку найти в природе двух абсолютно идентичных особей невозможно, в конце XIX века было выдвинуто предположение о специальной селекции подопытных животных.

Необходимое сходство возникает у особей, родившихся в результате близкородственного скрещивания на протяжении 18-20 поколений. Поэтому, выбор опять же пал на мышей, которые обладают высокой скоростью размножения. Так уже через 5-10 лет можно получить целые колонии мышей, обладающих идеальным генетическим сходством однояйцовых близнецов.

Прародителями многих современных лабораторных мышей являются грызуны, принадлежавшие американскому биологу Кларенсу Кук Литтлу. В возрасте 20 года Кларенс скрестил первую пару, породившую славное семейство C57Bl, спасшее множество человеческих жизней.

В 1918 году мыши Литтла начинают расселять в питомники по всей Америке. Идея лабораторных экспериментов с живыми существами, обладающими полным сходством внутри популяции, оказалась очень востребована при становлении таких разделов медицинской науки как фармакология и онкология.

В настоящее время используются четыре класса лабораторных мышей. Инбредные мыши получаются в результате направленного перекрестного скрещивания внутри одного семейства. Они обладают схожими генетическими признаками и находят широкое применение в сфере интересов онкологии, неврологии.

Аутбредные животные получаются при скрещивании неродственными особей из разных семейств. Чаще всего это востребовано для изучения передачи по наследству некоторых генетических особенностей. Два других класса – нокаутированные и гибридные – обладают набором врожденных свойств, которых лишены их прародители. Чаще всего это генетические аномалии, избыток или недостаточность каких-нибудь функций организма. Для получения таких животных часть их генов блокируют (нокаутированные) или привносятся элементы чужого генома (гибридные/трансгенные).

Мыши принимают участие во всех важнейших научных программах, направленных на улучшение жизни человека. Ежегодно на алтарь науки приносятся жизни 80 миллионов лабораторных мышей. Особенно надо упомянуть о заслугах подвида C57Bl, который сам Кларенс Литтл называл «спасителем человечества, которого человечество тем не менее казнит».

Эти мыши, известные так же как «Черные-6» играют важную роль в поисках лекарственных средств от рака и болезни Альцгеймера. Кроме того, именно этот подвид стал первым живым существом, геном которого был полностью расшифрован в 2002 году.

Несмотря на периодически вспыхивающую полемику об этичности лабораторных опытов над животными, в настоящее время ни одно искусственное оборудование не способно рассказать ученым о предмете изучения столько, сколько могут эти грызуны. Мыши используются не только для медицинских исследований, при их помощи изучаются социальные модели и трудные для физиологии живого существа условия.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру