АРТУР ДАН: ШАТУНЫ СБИВАЮТСЯ В СТАЮ - 2 июля 2001 г.

В Иркутской области из 2 млн. 700 тысяч жителей всего 1 млн. 780 тысяч (один миллион семьсот восемьдесят тысяч) избирателей. Из них в партию «Единство» вступило около двух тысяч человек. В мае политсовет областной организации этой партии, обсудив кандидатуры для участия в избирательной кампании, решил поддержать не являющихся членами партии «Единство» Владимира Якубовского и Бориса Говорина, на выборах мэра Иркутска и губернатора области.

Вместе с двумя уже названными кандидатурами выдвигались и два члена партии: Валентин Межевич и Геннадий Хорошилов. В принципе каждая партия может выдвигать любого, но ситуация в Иркутской области отличается особой пикантностью.

Выдвижение кандидатов заканчивается в середине июня и по логике поддержку тому или иному кандидату разумнее было бы оказать после пятнадцатого. Однако в Иркутске очень торопились поддержать Говорина и даже поспешили сообщить, что его поддерживает и министр МЧС России Сергей Шойгу.

Если иркутские «медведи» рассчитывали поставить министра МЧС перед фактом, то расчет сделан верно. Попробуй теперь откажись, если в регионе так решили. Теперь осталось провести решение через президиум и вручить Сергею Шойгу текст с теплыми словами в адрес главного «приверженца» партии «медведей».

То, что произошло в Иркутске, это результат беспринципного поведения представителей так называемой региональной элиты уже прозванной в народе «прилипалами». Эти игроки поддерживают не идею, не народ, а фаворита в гонке. Им важна не мораль, а победа в борьбе за власть, причем, любой ценой. Главное, чтобы вознаграждение за победу было выше расходов на борьбу, а иначе, зачем такая победа.

Совершенно не важно, что сегодня они в борьбе за власть используют «Единство». До этого были НДР, Отечество, ОВР. Но история становления иркутского «Единства» не должна быть забыта хотя бы потому, что это происходило на наших глазах.

Когда иркутские «медведи» участвовали в выборах депутата Государственной Думы, то одно слово «Единство» вызывало кривую усмешку у доморощенных политиков. Геннадий Хорошилов тогда был чужим среди «своих», потому что своих не было. В штабе иркутского «Единства» присутствовала разношерстная публика. Когда вокруг шла яростная драка за электорат «Единство» словно утлую лодочку швыряло между волнами политического шторма. Потом был результат и такой, что на «медведей» стали смотреть с изумлением – кто такие, почему не знаем? Обанкротившиеся политики начали лихорадочно сдирать с себя погоны проигравших политических партий и движений и примерять символику «медведей».

Единство во время выборов выживало в борьбе за умы и сердца среднего класса, желающего перемен к лучшему, в надежде на строительство социально ориентированного общества. Теперь эти люди воздерживаются от вступления в партию или уходят из нее.

Сегодня, по прошествии времени, можно сказать, что в политсовете Иркутской областной организации «Единство» многие члены стали ими благодаря титанической работе во время выборов депутатов Государственной Думы Геннадия Хорошилова и нескольких его соратников. До этого «прилипалы» сидели и ждали финала, чтобы присвоить чужую победу. Когда стали известны результаты голосования, они решили, что пришло их время. Теперь они «отблагодарили» Геннадия Хорошилова за то, что имеют возможность быть в партии власти. Я считаю, что «Единство» и любая другая партия власти – это маленький золотой ключик в большие кабинеты, где в пухлых папках лежат заказы, кредиты, займы. Именно поэтому, а не за идею многие и вступают в различные политические партии.

В настоящий момент «Единство» становится партией бюрократической административно-финансовой элиты претендующей на представление интересов всего общества, что вообще нереально в сложившихся социально-экономических условиях. Если завтра Владимир Путин откажет в поддержке этой партии, то дни ее будут сочтены, а ее члены перейдут в новую партию власти.

Обычно при выдвижении кого-то говорят, что это самая достойная кандидатура. Выдвигая не членов своей партии, областная организация партии «Единство» признается в том, что среди ее членов достойных кандидатур нет.

Чтобы снять вопросы у непосвященных людей, почему это происходит, иркутские «медведи» решили создать Совет сторонников партии. Это двусмысленное новообразование дает право на легковесную мораль, потому что в Совет могут входить симпатизирующие «Единству» члены других партий.

Когда организовывались движения Лужкова, Николаева, Лебедя из Центра давались рекомендации о привлечении достойных уважения представителей региональных элит, (как правило, это промышленные генералы) за которыми трудовые коллективы и общественное мнение, что, в общем-то, логично.

Сегодня, когда видно, что партия «Единство» не состоялась, но имеет официальный статус и полуофициальную поддержку в верхах, ее политику начинают определять «прилипалы». Это они решили, что самая достойная кандидатура в губернаторы Говорин с его «ветреными» политическими убеждениями, часто козырявший знакомством с президентом: «мы с Путиным», «я сказал Путину, и он согласился», Путин спрашивал у Говорина, не передать ли некоторые полномочия одного министерства другому и т.д.

«Прилипалы» решили, что не достоин их поддержки Геннадий Хорошилов, который в самое трудное для «Единства» время не изменил «Единству» и Сергею Шойгу и верил в него и в идею движения. Проблема не в Якубовском, а в политсовете областной организации партии «Единство».

Сегодня из 23 членов политсовета осталось только три человека, которые стояли у истоков движения, промышленные генералы примкнули в процессе становления. Остальные после победы просто прилипли. А присутствие в политсовете подчиненных Говорина вообще курам на смех.

Мы уже знаем, что в Москве ведется работа по слиянию «Единства» и «Отечества». Их объединение, это вопрос политической целесообразности. Когда-то имя главного спасателя страны было использовано для «Единства», чтобы не допустить перевеса в Государственной Думе сторонников Лужкова – Примакова. Теперь пришло время вынужденной консолидации, потому что в обеих партиях оказались представители номенклатурной «элиты», без которой, ну никак нельзя. Тем не менее, слияние партий в одну вряд ли сильно увеличит число ее членов. Те, кто пришел за идею (такие все еще встречаются), уйдут, потому что они больше не нужны. Сегодня важнее привлечь на свою сторону «новорусскую элиту» или функционеров с комсомольско-партийной закваской, готовых ради места в политической обойме назвать верблюда родным дядей.

Как только произойдет объединение, выпавшие из обоймы «прилипалы» от «Отечества» также будут пристроены. Как после этого будет называться новая партия, сказать трудно. То ли это будет «Наше Отечество Единство в Доме», то ли «Наш Дом Единство ОВР». Но возможно это будет «У нашего Отечественного Единства не все Дома». Просто и со вкусом.

Если уже сегодня в «Единстве» относятся к верным соратникам так, как это делают в Иркутске, то будет ли у народа доверие к такой партии власти и к самой власти?

Артур Дан,

Иркутск

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить