Что помешало открыть польский военный мемориал во Львове?

Ровно неделю тому назад «ПРАВДА.Ру» рассказала о проблеме с открытием польского кладбища во Львове. Намечалось, что завтра, 21 мая, здесь состоится церемония освящение пантеона, где покоятся останки поляков, погибших во время украинско-польских сражений 1919-1920 годов. В открытии его должны были принимать участие президенты двух стран — Украины и Польши. Мы еще выразили сомнение в том, что вряд ли удастся урегулировать вопрос о надписях на кладбище «орлят» (так поляки называют своих героев), если много львовян, и прежде всего депутаты горсовета, полагают, что они затрагивают их патриотические чувства. Наши худшие предположения, к сожалению, подтвердились. В минувший четверг новый состав Львовского городского совета проголосовал за то, что все остается в силе — на польском военном мемориале не должно быть слов, ущемляющих национальную гордость украинцев.

 Все началось два года тому назад. Тогда группа национально настроенных депутатов горсовета поставила в повестку дня сессии вопрос о тексте слов, которые высечены на пантеоне. Они звучали так: «Неизвестным польским воякам, которые полегли за Независимость Польши».

 Националисты расценили их, как подкоп под независимость Украины. Ведь Львов не является территорией Польши. Следовательно, погибшие здесь вояки войска польского, не могли воевать во Львове и на Галичине за независимость Польши. Это есть не что иное, как прямой вызов всему украинскому народу. Если разрешить такое, стало быть, нужно согласится с той гипотезой, которая еще жива в отдельных слоях польского общества, что в состав Полощи должна входить и Галичина. И на века возведенный мемориал будет всегда напоминать, что Львов, — это часть независимой Польши.

 Городской совет предложил переделать надпись в более спокойном политическом русле. А именно: «Неизвестным польским солдатам, что полегли за Польшу». Но тут воспротивились уже гордые поляки. Они решили, что должно быть только по-ихнему. Переделывать надпись напрочь отказались.

 Спор то разгорался, то затихал на протяжении двух лет. Но вот пришло время открывать пантеон. На одной из встреч глав государств было заявлено, что польский президент изъявил желание лично участвовать в торжестве. Разумеется, с ним должен быть и глава украинского государства. Ведь Александр Квасьневский столько сделал для Леонида Кучмы, чтобы снять блокаду для его имени, в связи с известным кассетным скандалом и «делом Гонгадзе».

 Кто знает, может, это был тонкий политический ход Варшавы с целью через внутренние украинские рычаги надавить на неуступчивых депутатов львовского горсовета. Ведь должны же они послушать своего главу государства, которому придется встречать под высокими львовскими дубами дорогого польского гостя.

 Увы, нете нынче времена, чтобы подминать волю граждан, тем более в столице Галичины, где националистические настроения населения очень живы и развиваются. На последнем этапе переговорного процесса в Галичину спешно прилетел шеф национальной безопасности Польши Марек Сивец. Двое суток он проводил многочасовые переговоры с министром иностранных дел Украины Анатолием Зленко, львовским городским головой Любомиром Буняком, представителями различных политических течений региона и области, Результат известен — большинство нового состава горсовета было непреклонно — не может быть Львов частью независимой Польши. Пусть и на пяди украинской земли — на военном мемориале.

 Как передала украинская редакция радио «Свобода» из Варшавы в минувший четверг Александр Квасьневский не выступил перед поляками по радио, как он это делает часто. Он не хотел верить, что открыть мемориал не удастся. Он еще наделся на что-то, потому не хотел огорчать поляков. Вместо него по радио выступал шеф национальной безопасности Марек Сивец, который рассказал, какими трудными были переговоры с львовянами. Пан Марек так и заявил, что их президента в самое сердце ударило решение Львовского горсовета.

 До утра чуда не свершилось — Киев молчал. Ровно в полдень в пятницу президент Польши сделал официальное заявление. Он сообщил полякам, что открытие мемориала во Львове не состоится Нет возможности открыть готовый пантеон. «Мне очень жаль» — несколько раз повторил эту фразу невеселый президент. «Но я все-таки надеюсь на Леонида Кучму», — были его слова.

 И тут отозвался Л. Кучма. Он принес свои извинения польскому народу и лично президенту страны Александру Квасьневскому. Он буквально заявил, что «на могилах солдат не делают политику, их уважают, вспоминают. И то, что кое-кто их пытается политизировать, Украина не воспринимает. Я извиняюсь перед Польшей, перед Александром Квасьневским за то, что не удалось осуществить намеченное…»

 Стало известно, что министерство иностранных дел Украины в своем заявлении очень резко отозвалось о позиции Львовского горсовета. Может быть, впервые внешнеполитическое ведомство публично отхлестало на глазах зарубежной публики свой представительский орган.

 

  Александр Горобец

 «ПРАВДА.Ру»

 Украина

 

  На снимке: Президент Польши Александр Квасьневский во время выступления

Ссылки по теме:

  «ПРАВДА.Ру»:

  НАДПИСИ НА МОГИЛАХ И БРОНЗОВЫЕ ЛЬВЫ У КЛАДБИЩА "ОРЛЯТ". ОНИ ЗАДЕВАЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА ЛЬВОВЯН

  УТРО.Ру:

  Президент Польши отменил визит на Украину

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить