Владимир Тарачев: «ступор реформы происходит от разброда в головах правительственных чиновников»

В пятницу в Торгово-промышленной палате совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей пройдет общественное обсуждение вопросов пенсионного законодательства. В понедельник в Думе состоятся парламентские слушания на эту же тему. Интерес к вопросу понятен: с первого января часть пенсионных взносов поступает в накопительную систему. Каждый из нас — потенциальных пенсионеров — должен бы знать, как защищены наши рубли от инфляции или просто от разбазаривания. Но до сих пор не принят закон об инвестировании пенсионных накоплений, который и должен дать ответы на эти вопросы. В результате, по подсчетам экспертов, уже к 2004 году это может породить серьезную социальную напряженность. Как раз к выборам. Тем не менее правительство в очередной раз заблокировало законопроект. К «длинным» деньгам не допускаются негосударственные пенсионные фонды. Обо всем этом зампред комитета по кредитным организациям Владимир Тарачев рассказывает корреспонденту «Финансовых Известий» Георгию Осипову.

— Пока нет четких правил о распоряжении нашими накоплениями, кто, как и какой их объем тратит?

— Нет не только закона. Увязло в согласованиях положение о порядке инвестирования пенсионных накоплений. Пенсионный фонд (ПФ) вправе потратить собранные с начала года в рамках накопительной системы взносы, как хочет. Поскольку сегодня он может проводить инвестирование, руководствуясь действующим законом об инвестиционной деятельности. А по этому закону инвестирование — это фактически покупка любых активов: машин, оборудования, недвижимости. В 2002 году в рамках накопительной системы должно быть собрано до 40 млрд. рублей. К началу 2004 — 100 миллиардов...

— То есть сегодня закладывается социальная бомба к 2004 году — тогда, очевидно, встанет вопрос: куда делись 100 миллиардов?

— Да, ведь речь идет о совпадении графиков политической активности и запуска пенсионной реформы. Однако существует еще одна проблема — аппаратно-организационная, которая превращается в политическую. Сложившийся в правительстве механизм работы над законодательством показывает свою неэффективность. Правительственные согласования стали удавкой законодательной реформы. Пример того — законопроекты, направленные на регулирование финансового рынка. Посмотрите, где находятся десятки законопроектов, которые согласно планам правительства уже должны были оказаться в Думе. Эти проекты проходят двадцатый круг согласований. Такова судьба закона «О гарантировании вкладов», правительственного варианта закона «Об ипотечных ценных бумагах», закона «Об инсайдерской информации». Закон об инвестировании — частный случай. Сегодняшний ступор реформы происходит прежде всего от разброда в головах правительственных чиновников.Который чреват катастрофой для пенсионной реформы. Инвестировать пенсионные накопления значит покупать на них финансовые активы. А сегодня выбор таковых крайне ограничен.

— Но в этом «частном» случае легко просматривается ведомственный интерес?

— Конечно, ПФ не хочет терять финансовый и властный ресурс. Это главный закон бюрократии. Однако в пользу негосударственных пенсионных фондов (НПФ) высказалась не только Дума, но и верхняя палата парламента. Конструкция закона оказывается жестко заданной, если принять во внимание две вещи: замечания президента и само решение о включении в закон прямых норм о НПФ.

— Участие НПФ действительно необходимо?

— Пенсионный фонд распоряжается накоплениями не слишком эффективно, и, кроме того, полностью непрозрачно. Он готов инвестировать в гособлигации: доходность на этом рынке находится на уровне инфляции (до 15%). За тот же период частные инвесторы, например, паевые фонды, показали доходность на уровне 80-100%, покупая в акции, до 30% — при консервативном портфеле. И граждане начинают это понимать. В настоящий момент число граждан, участвующих в коллективных формах инвестиций, перевалило за 3 млн. человек, а для ПИФов составляет около 150 тысяч. При этом суммарный объем аккумулированных ПИФами средств превышает 500 млн долларов. Однако доходность — еще не все. Понятие «обслуживание клиента» вообще не знакомо чиновниками ПФ. В канун президентских выборов мы рискуем получить в собесах длинные очереди граждан, которые будут требовать от чиновников информации о собственных накоплениях. Сегодня туда приходят лишь люди пожилого возраста, а с завтра придут активные и высокооплачиваемые люди. Чтобы взять выписку со счета, отдать распоряжение о перечислении средств.

— Президент по крайней мере дважды вмешивался в ход пенсионной реформы и торопил с ее проведением. Завтрашнее заседание РСПП примет обращение к нему?

— Нельзя бесконечно использовать доверие президента. Нужно искать резервы в правительстве и среди представителей финансового рынка.

— Что будет делать Дума?

— Со следующей недели комитет приступит к рассмотрению поправок — а их поступило около 500 — и к подготовке законопроекта ко второму чтению. Поправки устраняют замечания, содержащиеся в заключении президента, содержат прямые нормы в отношении НПФ, приводят проект в соответствие с законом «Об инвестиционных фондах», уточняют систему лицензирования. В пользу НПФ высказалась не только Дума, но и верхняя палата парламента.

Георгий Осипов

«Известия»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить