"Солидарность" ищет друзей

В движении "Солидарность" обеспокоены падением интереса к организации. В связи с этим, предлагается провести акцию "Приведи друзей", подразумевающую материальное стимулирование наиболее успешных агитаторов.

Очередной раскол в оппозиционной среде, вызванный появлением Партии народной свободы, лишил некогда перспективное движение "Солидарность" роли авангарда оппозиционного протеста. Большая часть "солидаристов" крайне скептически оценивает шансы ПАРНАСа, но вместе с тем отдает себе отчет в падении интереса к их движению — как со стороны СМИ, так и со стороны населения.

Двадцать седьмого августа политсовет московской "Солидарности" планирует обсудить вопросы улучшения деятельности рабочих органов движения. В том числе и идея Группы общественного контроля МГО ОДД "Солидарность" (ОКДС-Москва) о проведении акции-конкурса "Приведи друзей", подразумевающей материальное стимулирование тех активистов, которые приведут в движение наибольшее число новых членов.

Этот принцип сетевого маркетинга достаточно активно используется в системе продаж: как при работе с клиентами (приведи друга и получи скидку на приобретение следующего товара), так и для стимулирования менеджеров, которым начисляют комиссионные от продаж подчиненных агентов. Не стали исключением, хоть и в гораздо меньшей степени, политические движения.

"Такого рода практика существует достаточно давно и используется организациями, которые либо хотят поставить рекорд и тем самым завоевать в информационном поле лидерские позиции, либо теми, кому необходимо добрать "мертвых" душ для регистрации политической партии или общественной структуры", — рассказал "Правде.Ру" заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Александр Шатилов. "С точки зрения количества смысл в этом есть, но с точки зрения качества такие структуры не являются дееспособными, и зачастую их численность не отражает их реального влияния. Поэтому это ход тактический, но не стратегический", — поясняет он.

В самом движении данное предложение вызвало противоречивые суждения. По словам Анны Каретниковой, лично она выступает против каких-либо "призов" за привод новых людей. "Но если действительно проект не может без этих призов существовать, я против проекта в целом", — пишет она в сообществе "Солидарность". Другие утверждают, что речь идет не столько о подкупе, сколько о неких "памятных" призах за активную работу. "Такая ситуация возможна и с вступлением в движение активного молодого человека, который приведет с собой пяток друзей — почему бы не заработать фотик на компанию?" — считает shvambranka. Третьи вообще пытаются рассуждать с точки зрения выгоды для всех: "Если бы у нас были обязательные членские взносы, подобная акция стала бы весьма полезной. По фигу, насколько идейных людей привели бы в погоне за призом, если бы они материально помогали движению", — пишет svtslv.

Идея тем не менее обречена на провал. И не только в силу вышеупомянутых причин. Призовой фонд акции достаточно скуден: за первое место — фотоаппарат, за второе — MP3-плеер или назначение координатором (на выбор), за третье — флешка с логотипом "Солидарности". Так что если активисты (а именно на них рассчитывают организаторы акции) "Солидарности" и сейчас не горят желанием работать в "поле", то маловероятно, что их удастся соблазнить бюджетным китайским ширпотребом.

"Сейчас такого рода призы стали банальным явлением. И я не думаю, что сейчас можно заставить молодого человека, студента работать исключительно из любви к фотоаппарату, флешке и тому подобным сувенирам. И в этом плане мой опыт работы с прокремлевскими молодежными движениями показывает, что достаточно фальшивыми являются заявления о том, что большинство их комиссаров работают исключительно в силу неких корыстных мотиваций. Она если и есть, то обусловлена совершенно другими факторами: планами карьерного роста, интересного общения, нежели получения конкретной материальной выгоды", — говорит Александр Шатилов.

По мнению эксперта, такое стимулирование присуще скорее каким-то небольшим структурам, поскольку для солидных организаций, в том числе политических партий, проводить такого рода акции считается зазорным.

Впрочем, идеологи московской "Солидарности" на журавля в небе не рассчитывают и предпочитают довольствоваться малым. "Эта акция позволит уже к декабрьским выборам увеличить численность МГО минимум на 25 процентов (рассчитывается из того, что 250 участников приведут по одному человеку)", — говорится в тексте документа. Посредством нехитрых арифметических действий выясняется, что формальная численность московской "Солидарности" составляет порядка одной тысячи человек. А учитывая, что на акции, организованные этим движением, приходит обычно не более 30-50 человек, оппозиционерам стоит либо пересмотреть свою идеологию, либо как минимум перестать жадничать.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить