Левые: кризис не помог росту популярности

199291.jpeg"Сейчас ветер истории дует в сторону левых сил - в наши паруса", -  приговаривали в самом начале минувшего года в КПРФ, всерьез рассчитывая конвертировать недовольство, вызванное социально-экономическими проблемами, в политические дивиденды - расширение электоральной базы и увеличение партийного "поголовья". Этим чаяниям сбыться было не суждено.

Стоит напомнить, что руководство компартии предрекало массовые социальные потрясения - остановку предприятий, безработицу, а там и многотысячные протестные митинги и шествия. На полном серьезе говорилось о том, что уже не за горами революционная ситуация, дающая левым исторический шанс на реванш...

Однако главным политическим силам на левом фланге - КПРФ и "Справедливой России" - "нагулять жирок", оседлав некую гипотетическую волну народного протеста, за весь минувший год так и не удалось. И даже более того - может показаться, что компартия (а вместе с ней и все остальные российские партии и движения левого толка) умудрилась опровергнуть постулат, что в период экономических спадов левые всегда прибавляют в популярности и, как следствие, расширяют свое политическое представительство.

Популярность КПРФ, впрочем, как и "Справедливой России", не претерпела каких-либо изменений. Судя по данным Фонда "Общественное мнение", на протяжении 2009 года электоральная поддержка КПРФ балансировала на уровне 8-10 процентов, а "Справедливой России" - 4-5 процентов.

Отсюда, мягко говоря, и средненькие итоги двух избирательных кампаний 2009 года - мартовской и октябрьской. Почти нигде представленные в российском парламенте левые не смогли улучшить свои показатели и заметно расширить свой депутатский корпус. Причем "справедливороссы" умудрились "пролететь" мимо Московской городской думы, не преодолев избирательный барьер.

Что же помешало российским левым на фоне кризиса повысить свою, как принято говорить, политическую капитализацию? Причин, очевидно, много.

Это и то, что россиянам нужны, прежде всего, стабильность и сохранение политического курса - в отличие от оппозиционеров-коммунистов, рассчитывающих на социальные потрясения и порой руководствующихся принципом "чем хуже, тем лучше".

И то, что КПРФ так и не сумела избавиться от имиджа "вымирающей" партии. Естественно, могло повлиять и то, что партийная верхушка, в принципе, оказалась неспособной к обновлению. К примеру, Геннадий Андреевич Зюганов у руля партии уже почти 17 лет, а достойной смены - как не было, так и нет.

Леонид Брежнев, напомним, находился на посту сначала первого, а затем и Генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 по 1982 год. Геннадий Зюганов пребывает в статусе бессменного лидера КПРФ с 1993 года. Осталось не так много времени до того момента, как он догонит и перегонит Леонида Ильича...
Конечно, Зюганов в свое время успешно оппонировал Ельцину. Но нельзя же вечно жить по принципу "старый конь борозды не портит". На фоне молодого и современного президента, взявшего курс на всестороннюю модернизацию страны, у 66-летнего ветерана политической сцены нет абсолютно никаких шансов.

Стоит отметить, что неумолимо сокращается и ядерный электорат КПРФ. Все меньше становится россиян, ностальгирующих по временам славного советского прошлого и, как следствие, голосующих на выборах за коммунистов.

Постепенно редеют и их ряды. К примеру, в ходе ноябрьского пленума КПРФ были оглашены довольно любопытные цифры. Как выясняется, за минувшее время в партию было принято всего 9500 человек. При этом ее численность сократилась на 1 477 человек. "Это крайне тревожный симптом, - вынужден был признать Геннадий Зюганов. - Мы уже несколько лет не преодолеваем этой негативной тенденции".

По словам главы компартии, основной причиной сокращения численности по-прежнему является естественная убыль, связанная с уходом из жизни ветеранов. На втором месте - нездоровая обстановка в ряде региональных отделений.

Например, в петербургской городской организации, где за "нарушение партийной дисциплины" и "групповщину" своих партийных билетов лишились сразу несколько известных политиков (среди них и бывший лидер регионального отделения Владимир Федоров), до сих пор не утихают страсти. Того и гляди, внутрипартийная фронда поднимет голову, и грянет очередной раскол.

При этом сами коммунисты не отрицают, что в партии, где средний возраст составляет 60-65 лет, совершенно не ведётся работа с молодёжью. О чем, к примеру, свидетельствуют статистические данные: так, членов КПРФ в возрасте до 30 лет - всего лишь 14 тысяч. Это при общей численности партии более чем 150 тысяч человек.

И виноваты в том, что многие отделения КПРФ сохраняют "пенсионерский" характер, по мнению "вечно молодого" Зюганова, престарелые партфункционеры, препятствующие "притоку молодежи и людей среднего возраста с их собственным видением ситуации, с их энергией, новаторскими идеями"... Как говорится, комментарии излишни.

В минувшем году неважно у коммунистов обстояли дела и в деле пропаганды. Обещанной ранее "современной и энергичной" подачи марксистско-ленинских идей и ярких предвыборных кампаний мы так и не дождались. Мотивировать оппозиционный электорат голосовать за себя в КПРФ так и не сумели. Или просто не захотели?

По мнению политолога Бориса Кагарлицого, причин, из-за которых коммунисты и эсеры не смогли поймать в свои паруса пресловутый "ветер истории", две. Одна из них связана с тем, что ни компартия, ни "Справедливая Россия", по своей сути, не являются левыми партиями. А другая причина, уверен эксперт,  в том, что программа "Единой России" по выводу страны из кризиса смотрится куда более практичной.

"Левые взгляды, левые настроения в стране распространяются, это действительно показывают все опросы общественного мнения, однако левые идеи никак не связаны с этими двумя партиями, которые, по сути, являются правыми и по многим позициям даже правей "Единой России", - отметил в интервью "Правде.Ру" Борис Кагарлицкий. - Совершенно понятно, что они не могут вести агитацию на левом поле, то есть не могут апеллировать к левым идеям".

При этом политолог констатирует, что эти партии не в состоянии предложить идейной альтернативы "Единой России", которая в отличие от них занимается практической деятельностью. "Ни одна из этих партий не имеет более-менее внятной программы социальных реформ в интересах трудящихся, - отмечает эксперт. - Ни одна из этих партий не обладает программой выхода из кризиса, которая была бы более радикальной и более интересной, чем программа "Единой России".

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить